О замалчивании, разумеется, не может быть и речи. Г-н Милюков "дважды подходил" к балканским ужасам. Один раз даже совсем подошел. Это когда речь шла о поведении греческих войск в Солуни. Действительно, греков г. Милюков не пощадил. Но это-то обстоятельство, как мы сейчас увидим, и делает поведение г. Милюкова во всем этом вопросе вдвойне непривлекательным.
О болгарских и сербских кровавых делах я узнавал из самого непосредственного источника: от раненых болгарских и сербских солдат и офицеров. Среди моих осведомителей было много случайного народу. Но с некоторыми из них меня в течение последних трех лет связывали не только партийные, но и дружеские отношения, и их рассказам, рассказам непосредственных участников походов и сражений, людей глубоко идейных, обнаруживавших личное мужество и благородство и в политической борьбе и на поле сражения, я, разумеется, имел право доверять больше, чем показаниям 40 тысяч Топоровых, помноженных на 40 тысяч Пиленок. Что касается греческих зверств, то о них я знал только из вторых рук, так как в Греции не был. Были ли греки на несколько градусов свирепее сербов и болгар или мягче, не знаю. Но не сомневаюсь, что в основе здесь, как и там, было одно и то же, ибо однородные причины и условия вызывают однородные последствия. Г-н Милюков выделил, однако, только греческие жестокости и расходовал отпущенный ему природный дар возмущения почему-то только на "блестящие победы греков над мирным населением" ("Речь", N 16), -- а теперь вот ссылается на эту свою единственную статью в доказательство того, что "о замалчивании не может быть и речи". Но почему же, однако, выделены греки, этот единственный неславянский участник "освободительного славянского дела"? Да потому, что греки находятся в жесточайшем антагонизме с болгарами из-за Салоник. О войне с греками в самой Болгарии говорят, как об одном из ближайших последствий "освободительного дела". "Салоники мы должны взять -- говорил мне, например, бывший болгарский министр-президент Малинов -- какою угодно ценою". И кто хоть немного знаком с балканскими отношениями, тот прекрасно понимает, что своим разоблачением греческих зверств в Салониках г. Милюков попросту служил свою службу делу правящей "славянобратской" Болгарии, о зверских подвигах которой его корреспонденты, его орган и он сам хранили молчание -- до того момента как их прижали к стене.
Греков г. Милюков не щадит. Он не только обличает, но и -- опять-таки в полном согласии с голосом болгарского шовинизма -- характеризует их армию, как непригодную и трусливую. По отношению к грекам целиком отпадают все те почтенные соображения "осторожности" и "ответственности", которые сплетаются в целый намордник, как только дело касается болгар и сербов. Если "Речь" игнорирует немецкие сообщения о болгаро-сербских зверствах, то на это у нее, как мы знаем, имеется свой истинно-русский, чисто шовинистический резон: немецкая пресса -- "мутный источник". Но по отношению к грекам этот аргумент сразу теряет силу. В N 320 "Речи" приводится из "Berliner Tageblatt" без всяких оговорок рассказ о греческих насилиях в Салониках. Рассказ заканчивается всеобъясняющими словами крупного болгарского "чина": "Это ваша вина, -- говорил "чин" турецкому офицеру. -- Зачем вы торопитесь сдаться грекам, а не болгарам?". Упрек "чина" бросает сноп яркого света на поведение "Речи" в этом вопросе. А сверх того, г. Милюков в том же письме, где выдавал греков, сообщал, что сдача Салоник грекам произошла "при особенно энергичном содействии австрийского представителя Краля".
Призрак ненавистной Милюкову Австрии, в качестве покровительницы греков против болгар, окончательно уясняет положение, которое можно с полной точностью формулировать так: сознательно замалчивая или отрицая балканские ужасы в целом, "Речь" вела агитацию против греческих зверств в той мере, в какой это было выгодно болгарам в их тяжбе с греками из-за Салоник.
И когда г. Милюков в свое оправдание ссылается сейчас на свое изобличение греческих зверств, -- изобличение, продиктованное империалистическими интересами Болгарии и "славянскими" видами русского либерализма, -- он только налагает клеймо сугубо-злонамеренной сознательности и фальсификаторского расчета на упорное молчание "Речи" по поводу зверств болгарских и сербских.
Г-н Милюков! Попытайтесь это опровергнуть!