200 Авксентьев -- один из вождей партии эсеров. На широкую политическую арену Авксентьев выдвинулся в 1905 г., будучи членом Исполкома Петроградского Совета. После поражения революции, Авксентьев вместе с Л. Д. Троцким и др. был сослан в Тобольскую губернию. С 1911 г. Авксентьев возглавляет правое крыло партии эсеров, которое свое либеральное лицо явно обнаружило уже тогда, требуя отказа от нелегальной организации во имя творческой работы в рамках самодержавного строя. Обострившиеся разногласия по вопросу об участии на выборах в IV Думу привели к тому, что Авксентьев, Воронов и др. создали свой журнал "Почин". Вполне естественно, что в империалистической войне Авксентьев и его группа заняли ультра-шовинистическую позицию. Эта группа заключила блок с плехановцами и стала издавать позорный журнал "Призыв", политически пресмыкавшийся перед царской Россией. По возвращении в революционную Россию, Авксентьев естественно стал возглавлять правое крыло эсеров, стоявшее за широкую коалицию с буржуазией и покорно поддерживавшее политику Керенского. После июльских дней Авксентьев входит в новое министерство, в качестве министра внутренних дел, одновременно будучи председателем кулацкого Исполкома Крестьянских Депутатов. Как деятеля, близкого к демократии и цензовой буржуазии, его выдвигают на пост председателя Предпарламента, разогнанного в дни Октября. С первых же дней Октябрьской революции Авксентьев уходит в активную контр-революционную деятельность. Вначале он руководит деятельностью "Комитета Спасения Родины и Революции", позже -- "Союза Возрождения России", явно белогвардейской организации. После самарского переворота Авксентьев перебирается в Самару, а на сентябрьском уфимском совещании бело-эсеров его включают в состав Всероссийской директории. В качестве председателя последней, Авксентьев, вместе с остальными ее членами, едет в Омск для "обволакивания" (словечко, пущенное самим Авксентьевым) сибирского черносотенного правительства. История эта кончилась, как известно, тем, что Авксентьев и К° получили адмиральский пинок в известное место. Уехав на пожертвованные Колчаком деньги за границу, Авксентьев там и до сих пор (1924 г.) занимается борьбой (печатной и устной) против Советской России.
Авксентьев является типичнейшей фигурой партии с.-р. На нем явственнее всего оправдывается знаменитая фраза Маркса, что политическая этикетка отличается от обыкновенной только тем, что она обманывает не только других, но и самого владельца. Этот вождь "социалистов-революционеров" не был никогда ни социалистом, ни революционером, хотя и мнил себя таковым. "По своим убеждениям, -- справедливо замечает Суханов, -- направлению и складу -- это начитавшийся книг, размагниченный, тяготеющий к "народу" патриотически-настроенный обыватель. По своим государственным и политическим способностям -- это круглый нуль, без сучка и задоринки" (III книга, 153 стр.).
201 Савинков -- начал свою деятельность, как социал-демократ, и перешел к народникам-эсерам лишь в 900-х г.г. В эсеровской партии Савинков участвовал в качестве одного из руководителей "боевой организации". Будущий союзник контр-революционного генералитета и дворянства неоднократно организовывал в то время террористические акты против представителей последних. В годы контр-революции Савинков издал нашумевший роман "Конь бледный", который отразил бегство деморализованной интеллигенции из рядов революции. Несмотря на официальные заверения о принадлежности к партии, Савинков на деле прекращает свою партийную деятельность. В 1917 году Савинков работает в качестве ближайшего помощника Керенского, становясь передаточной инстанцией между первым и контр-революционным генералитетом. В эпоху гражданской войны Савинков был активнейшим участником различных контр-революционных заговоров и, прежде всего, памятного Ярославского восстания 1918 г. Как выяснилось на процессе эсеров, Савинков организовал этот мятеж для того, чтобы показать своему хозяину -- Антанте, что она не зря тратит деньги на его субсидирование. В 1920 -- 1921 г.г. Савинков служил у поляков, организовывал белогвардейские отряды, делавшие налеты на Советскую Россию.
202 Лебедев -- старый эсер. Еще до войны он (под псевдонимом Воронова) был одним из идеологов правого крыла эсеров, настаивавшего на ликвидации традиционных эсеровских методов террора и на использовывании всех легальных учреждений. Если, как давно уже было сказано, эсер -- это либерал с бомбой, то эсер, особенно "правый", отказавшись от бомбы, тем самым превращается в либерала с некоторыми, разве лишь, народническими предрассудками. В годы войны Лебедев был ярым социал-патриотом. В эпоху керенщины он примыкал к группе "Воля Народа", будучи ближайшим помощником Керенского по военно-морским делам. В гражданской войне Лебедев был одним из руководителей поволжской контр-революции. В последние годы он возглавляет в эмиграции правое крыло, группирующееся вокруг журнала "Воля России".
203 Рябушинский -- один из заправил финансовой России, владел рядом текстильных фабрик. В годы до войны Рябушинский был известен своими политическими связями с либерально-октябристскими профессорами (Струве и пр.). Свою работу по закреплению "союза науки и капитала" Рябушинский демонстрировал изданием ряда работ Струве и пр. В 1917 г. Рябушинский сделался знаменитым (благодаря нашей партии!) своим пророчеством о костлявом голоде, который задушит рабочих, если они помешают капиталу руководить хозяйством. В эмиграции Рябушинский является одним из руководителей парижского союза бывших промышленников и банкиров.
204 Т.-е. Александру Федоровну, жену Николая II.
205 Этот манифест приведен нами в примечании 78.
206 "Единство" -- газета, начавшая выходить в 1917 г. "Единство" было литературным органом с.-д. группы того же названия. Руководители этой группы и газеты -- Плеханов, Алексинский и др. -- вели политическую линию, ничем не отличавшуюся от линии "Речи". Особенно позорную роль сыграло "Единство" после июльских дней, нещадно раздувая клевету о немецких деньгах, большевистских шпионах и т. д. В дни корниловщины газета сочувствовала последней, в октябре с пеной у рта травила большевиков. В эпоху гражданской войны члены этой группы стояли на запятках у белогвардейской контр-революции. Не было почти ни одного белого союза (Союз Возрождения и т. д.), ни одного белого правительства, в котором так или иначе не участвовал бы представитель группы "Единства". Гражданской войной эта группа политически совершенно стерта с лица земли.
207 "День" -- газета "социалистической мысли", начавшая выходить незадолго до войны. В эпоху последней "День" превратился в ультра-шовинистический орган плехановски-потресовского толка. Уже тогда его позиция почти ничем не отличалась от позиции "Речи". В дни керенщины "День" был литературным органом самого правого потресовского крыла меньшевиков и в общем подпевал хору буржуазной печати. Особенно ярой стала его агитация против большевиков после июльских дней. Его единомыслие с буржуазной прессой достаточно подчеркивает тот факт, что "День" высказывался даже против либер-дановского "демократического совещания".
208 Потресов -- один из старых участников социал-демократического движения. Вместе с Лениным и Мартовым Потресов был организатором газеты "Искра". Но уже в рядах этой последней Потресов отражал взгляды радикальной интеллигенции. С момента раскола в партии Потресов становится виднейшим теоретиком меньшевизма, с особенной наглядностью обнаруживая, что меньшевизм является политической идеологией левого крыла буржуазной интеллигенции. Вполне естественно, что в годы реакции Потресов -- теоретик ликвидаторства, а в годы войны -- ярый оборонец. В 1917 г. Потресов возглавляет крайнее правое крыло меньшевистской партии, по существу ничем не отличающееся от группы Плеханова. Руководимая Потресовым газета "День" подпевала все время буржуазной прессе. После Октября Потресов является лидером того меньшевистского течения, которое все время стояло за необходимость вооруженной борьбы с Советской властью. В последние годы Потресов отошел от политической жизни.
209 Якобинцы -- партия революционных мелкобуржуазных демократов, игравшая выдающуюся роль в Великой Французской Революции. Составляя в первые годы революции оппозицию по отношению к буржуазному национальному собранию, эта партия, в разгар внутренней гражданской войны и контр-революционной интервенции феодальной Европы, становится у власти, воодушевляет народные массы, расправляется с внутренней контр-революцией, беспощадно применяет массовый террор по отношению к монархистам и, наконец, проводит жесткие государственные меры для обеспечения продовольствием народа и армии. Дни господства якобинцев были высшим пунктом революции. Падение якобинцев (1794 г.) означало вместе с тем начало эпохи контр-революции. Последующие поколения якобинцев были уже мало похожи на своих предков. В иной социальной среде, при иных классовых и политических условиях, эти якобинцы были всего лишь на всего фразерами от революции, мечтателями о демократии, в конечном итоге лишь обманывавшими себя и массы.