150 Лионский конгресс Всеобщей Конфедерации Труда -- состоялся в середине сентября 1919 г. Главными вопросами повестки дня съезда были: 1) доклад об экономическом и политическом положении, 2) о рабочем законодательстве и 3) о школьной реформе. С докладом по первому пункту выступил Жуо. Его доклад подвергся резкой критике со стороны левой части съезда. Однако, большинство было на стороне реформистской тактики, которую отстаивал Жуо. Предложенная им резолюция собрала 1.393 голоса против 588 голосов левого крыла, при 42 воздержавшихся. Лионский съезд, не давший, правда, победы революционной части французского профдвижения, явился, однако, показателем роста и укрепления оппозиционных сил.

151 "Clarte" -- организация революционных элементов французской интеллигенции, во главе которой стоит известный писатель Анри Барбюсс. Группа состоит из довольно разнородных элементов, от марксистов до толстовцев. Группа сделала очень много для правильного освещения жизни Советской России и смычки революционной интеллигенции с авангардом рабочего класса. Группой издается двухнедельный журнал "Clarte".

152 Прудон, Пьер Жозеф (1809-1865) -- французский экономист, теоретик раннего анархизма. Сын крестьянина, в молодости был наборщиком. Прудон в своих работах (главным образом, "Что такое собственность?" и "Философия нищеты") подверг очень резкой критике капиталистические отношения. В этом заключается положительное значение его трудов. Но разрешение социального вопроса он искал не в области производства, а в области обмена и распределения, что делает его характерным выразителем мелкобуржуазной идеологии. Отвергая крупную собственность, как источник всех бедствий капиталистической эксплоатации, он стремился не к полному обобществлению средств и орудий производства -- к коммунизму, а к увековечению господства мелкой частной собственности. В основу своих мыслей о преобразовании общества Прудон кладет теорию мютюализма (взаимности услуг). Общество должно быть преобразовано не путем социальной революции, а путем постепенного перехода орудий производства в руки отдельных рабочих, правда, объединенных в артели. Для этого, по мысли Прудона, необходимо создание "народного банка" с даровым кредитом. Во время революции 1848 г. Прудон приступил к организации этого банка, но его затея вскоре окончилась крахом.

В области политической, анархические теории Прудона также отражают взгляды мелкой буржуазии. Он резко нападает на всякое государство, как на орган, ограничивающий свободу личности. И в этом пункте, в оценке значения и роли государства, он резко расходился с марксистами. Прудонизм получил широкое распространение в странах с преобладанием мелкобуржуазных слоев населения -- крестьянства и ремесленников -- во Франции, Испании, Италии. Во Франции, родине Прудона, его теории пользовались большим успехом в реакционную эпоху второй империи, главным образом в начале 60-х годов; в I Интернационале прудонизм был также особенно силен до 1868 г., после чего его влияние стало падать. Несмотря на наступивший в 1868 г., в связи с общим политическим оживлением во Франции, упадок влияния идей Прудона, прудонисты все же имели многочисленных представителей в центральном комитете Парижской Коммуны и наложили свой отпечаток на всю ее деятельность. Прудонизм отразился также и на последующем рабочем движении Франции, превратившись в анархо-синдикализм, который является лишь видоизменением прудонизма, его приспособлением к новым условиям экономического и политического развития Франции.

153 Амьенская хартия. -- Начало XX века в рабочем движении Франции характеризуется сильным ростом стачечного движения. Всеобщая Конфедерация Труда энергично развивает свою деятельность, повсеместно руководя экономической борьбой рабочего класса. Рост влияния синдикалистских организаций на рабочее движение заставил французскую социалистическую партию поставить вопрос о подчинении себе синдикатов и о совместных выступлениях с ними. Вопрос о взаимоотношениях между социалистической партией и синдикалистскими организациями был поднят на конгрессе Конфедерации Труда в Амьене в апреле 1906 г. За объединение деятельности синдикатов и партии выступали представители французской социалистической партии -- Ренар (делегат прядильно-ткацкой федерации) и др.; а за независимость синдикатов -- представители синдикалистских организаций -- Мерргейм, Гриффюэль, Лятапи. В результате горячих прений последняя точка зрения одержала верх. На конгрессе была принята так называемая Амьенская хартия, которая следующим образом определяет характер взаимоотношений синдикалистских организаций с партией:

"... По отношению к отдельным лицам конгресс подтверждает полную свободу для каждого члена синдиката участвовать вне своей профессиональной организации в тех органах борьбы, которые отвечают его философскому и политическому мировоззрению, ограничиваясь, вместе с тем, только требованием не вносить в синдикат тех теорий, которые он исповедует вне своей профессиональной организации.

По отношению же к организациям конгресс постановляет: для того чтобы синдикализм достиг максимальных результатов, необходимо, чтобы экономическая деятельность синдикатов была непосредственно направлена против буржуазного строя, а потому конфедеральные организации в качестве профессиональных объединений должны выступать вне всякой связи с различными партиями и сектами, которым открыта свободная возможность бороться за перерождение общества вне конфедерации и наряду с таковой".


<<ССЫЛКИ 140--149 || Содержание || ОТ АВТОРА>>