По первоначальному проекту гофмейстера Булыгина евреи не допускались к выборам "впредь до пересмотра действующих о них узаконений". Совет с этим не согласился. "Как известно, пересмотр тех или других сторон еврейского вопроса, -- не без юмора говорит совет в своей мемории, -- тянется уже около столетия; когда представится возможным прочно его разрешить -- предсказать невозможно". Поэтому иносказательная отписка гофмейстера Булыгина могла бы, по мнению совета, "подать повод (sic!) к обвинению Правительства в отсутствии решимости ясно высказать принятое им по этому предмету отрицательное решение" (там же, стр. 26). Что же касается существа вопроса, то совет думает, что лишение евреев избирательного права "несомненно раздражит еще более эту национальность, и ныне уже, благодаря экономическим и правовым условиям своим, находящуюся в значительной своей части в состоянии брожения... "Между тем, -- спрашивает себя совет, -- что повлечет за собою дарование евреям этого права?" -- И отвечает: "С предположенным гофмейстером Булыгиным установлением ценза от участия в выборах будет фактически отстранена вся главная масса еврейства -- его пролетариат... А при таких условиях, -- заключает совет, -- предполагаемое устранение евреев, представляясь по политическим и практическим соображениям мерою неудобною, не обещает и никаких полезных результатов, следовательно подлежит отклонению как по основаниям справедливости, так и по соображениям политической осторожности" (там же, стр. 27).
Таким образом, считая, что еврейство находится "в значительной своей части" в состоянии брожения, благодаря своим экономическим и юридическим условиям, совет находит, однако, невозможным "предсказать", когда эти условия будут радикально изменены. Совет полагает, что к успокоению возбужденной части евреев "надлежит стремиться всеми возможными мерами", в том числе и дарованием избирательных прав, -- и наряду с этим совет утешает себя тем, что фактически от выборов все равно будет отстранен пролетариат, т.-е. та именно "главная масса еврейства", которая находится в брожении и которую надлежит успокаивать всеми возможными мерами. Таковы удивительные зигзаги, которые выписывает мысль законодательствующей бюрократии!
Мы только что были свидетелями того, как чувства справедливости и симпатии к пролетариату заставили ее искать (правда, безуспешно) путей к допущению рабочих представителей в Государственную Думу, -- и вот мы видим, как бюрократия под давлением все того же чувства справедливости допускает в Думу еврейскую буржуазию, утешая себя тем, что из Думы начисто изгнан еврейский пролетариат. Так бюрократическая справедливость дважды торжествует, -- и каждый раз на особый лад!