Дорогие товарищи!
Я впервые ознакомился по журналу "Ля Лютт де Кляс" с платформой так называемого "рабоче-крестьянского блока", под каковыми именем выступает каталанская коммунистическая Федерация. Я исхожу из того, что документ переведен "Ля Лютт де Кляс" полно и правильно.
Документ в целом, сначала и до конца, производит удручающее впечатление. Все, что я писал в своей последней работе "Испанская революция и угрожающие ею опасности" против официальной политики Коминтерна в испанском вопросе, целиком и полностью относится к каталанской Федерации. Более того, эта последняя делает такие ошибки, от которых руководство Коминтерна отказалось, по крайней мере на словах.
1. Документ исходит от "рабоче-крестьянского блока". Что это такое? Псевдоним каталанской Федерации? Блок, т. е. союз рабочих и крестьян есть гигантская политическая задача, которую себе ставит пролетарский авангард. Эту задачу надо вписать в свою платформу. Вместо этого "блок рабочих и крестьян" превращается в название революционной организации. Это есть не что иное, как новое издание рабоче-крестьянской партии. Между тем от этой реакционной идеи, под критикой левой оппозиции, отказался даже VI-й конгресс Коминтерна.
2. Во всем документе ни разу не произнесено слово коммунизм. Кто скрывает от масс свой коммунизм, тот перестает быть коммунистом.
3. О демократической революции, о демократической республике, о народной революции говорится без малейшей попытки классового анализа. Правительство обвиняется в нерешительности, в шатаниях и пр. Но нигде не сказано, что это есть правительство буржуазии, враждебной народу. Критика правительства Замора совершенно совпадает с критикой меньшевиков и эсеров по адресу правительства князя Львова-Керенского. О правительстве Масиа вообще не сказано ни слова.
4. Документ говорит о "рациональной организации общества", не поясняя, что это значит. Это язык "истинных" социалистов до 1848 года. Дальше говорится: "Республика должна означать новую социальную организацию". Какую? Идет ли речь о буржуазном режиме или о социалистическом? Платформа играет в прятки с капитализмом и социализмом.
5. Предоставление Альфонсу возможности выехать заграницу изображается, как "первая глубокая ошибка Временного правительства". Ошибка? т. е. Замора недостаточно "сознателен" в своей революционной политике? Так ставили вопрос русские меньшевики. Называть "ошибкой" то, что у буржуазии является сознательным контр-революционным расчетом, значит прикрашивать буржуазию и прикрывать ее перед массами.
6. "Республика не должна быть завоеванием только для буржуазии, но также и для рабочих". Что означает эта слащавая, вульгарно-демократическая и насквозь фальшивая фраза? Где и когда существовала республика, которая одновременно удовлетворяла бы интересы буржуазии и рабочих? От буржуазной республики мы можем и должны требовать демократических прав и социальных реформ, не переставая разоблачать буржуазную республику, даже архи-демократическую, как машину, служащую буржуазии для выжимания пота и крови из рабочих и крестьян.
7. Ссылка на республику 1873 года сопровождается следующим невероятным нравоучением: "Так создалось полное расхождение между властью и народом". Абстракция народа разошлась с абстракцией власти. Может быть буржуазия разошлась с трудящимся народом? На пример 1873 года надо ссылаться не для того, чтоб побудить буржуазию стать мягче, лучше, великодушнее, нежнее, а для того, чтобы учить массы не доверять ни на минуту самой "великодушной", самой "доброй", самой "нежной" буржуазии. Вот как ставят вопрос марксисты.
8. Платформа призывает "рабочую массу организоваться во всей стране на основе революционных хунт". Для чего? Никакой программы не выдвинуто. Не только не указано, что такого рода хунты должны будут обеспечить революционный переход власти в руки рабочих и беднейших крестьян, но не выдвинута даже программа переходных требований: 7-часовой рабочий день, контроль над производством, организация рабочими хунтами крестьян и солдат для аграрного переворота. Ни словом не упомянуто о том, что хунта есть организация пролетариата и угнетенных масс вообще против того класса, который стоит у власти, т. е. против буржуазии. Хунта взята, как "революционная организация", в духе мелкобуржуазной испанской традиции.
9. Говоря о значении аграрного переворота платформа ссылается на французскую революцию и русскую. Ни слова об опыте китайской революции, только недавно на наших глазах задушенной руководством Коминтерна. Правильно ли Коминтерн "разрешал" в Китае аграрный вопрос? Ни слова об этом. Коммунист, который не усвоил себе уроков китайской революции, не смеет обращаться к массам с поучениями и призывами, особенно в революционной стране.
10. Платформа говорит: "Мы -- сторонники того, чтоб каждая нация имела свое государство". Что это значит в применении к Испании? Какие нации имеются в виду? Общеиспанская государственная организация определена так: "союз иберийских республик". Что это значит? Если речь идет о Федерации, то лучше так и сказать.
11. "Защита революции должна быть высшим законом". Защита -- от кого? Буржуазия, стоящая у власти, защищает свою "революцию" от пролетариата. Кто прикрывает эту обстановку пустыми фразами о защите вообще, революции вообще от врагов вообще, тот помогает буржуазии под флагом революции душить пролетариат.
12. "Рабоче-крестьянский блок", т. е. рабоче-крестьянская партия обещает в конце платформы "изо всех сил бороться за полное осуществление демократической революции". Т. е. буржуазной республики на основах демократического парламентаризма? Тогда так и нужно сказать, но тогда необходимо, по крайней мере, выдвинуть требование демократического избирательного права. Ибо прежде, чем осуществится на иберийском полуострове "рациональная" республика и "рациональный строй общества", нужно, чтоб буржуазная республика Замора хоть предоставила рабочему и работнице, крестьянину и крестьянке право голоса.
13. Имя социалистической партии в платформе не названо. Об анархо-синдикалистах не сказано ни слова. Не упомянуто об официальной коммунистической партии. "Рабоче-крестьянский блок" как-бы собирается действовать в безвоздушном пространстве.
Таковы беглые замечания, какие я считаю необходимым сделать на основании текста, опубликованного в "Ля Лютт де Кляс". Возможно, что с того времени каталанская Федерация внесла в свою платформу те или другие изменения, исправления и дополнения. Я готов, разумеется, приветствовать всякий шаг Федерации в сторону марксизма. Но документ, как он есть, представляет собою чистейшую гоминдановщину, перенесенную на испанскую почву. Те идеи и методы, против которых оппозиция непримиримо боролась, когда дело шло о китайской политике Коминтерна, находят в этом документе наиболее полное и наиболее пагубное выражение. Насколько я знаю, руководители каталанской Федерации систематически отмежевываются от левой оппозиции. Этого мало: левая оппозиция должна ясно и отчетливо отмежеваться от тех идей и методов, которые выражены руководителями каталанской Федерации в разобранном нами кратко документе. Ложная исходная позиция во время революции неизбежно переводится событиями на язык катастроф. Как ни слаба сегодня левая испанская оппозиция, но она может оказать огромные услуги испанскому пролетариату и испанской революции. Но чтоб выполнить свою миссию она должна в своих собственных рядах установить режим ясности, честности и непримиримости. К этому я и призываю наших испанских друзей.
Л. Троцкий.
12 июня 1931 г.