Разумеется, пролетарская революция есть в то же время крестьянская революция; но крестьянская революция вне пролетарской в современных условиях невозможна. Мы можем с полным правом сказать крестьянам, что нашей целью является создание рабоче-крестьянской республики, как в России правительство пролетарской диктатуры мы назвали после октябрьского переворота "рабоче-крестьянским правительством". Но мы не противопоставляем рабоче-крестьянскую революцию пролетарской, а, наоборот, отождествляем их. Это и есть единственно правильная постановка вопроса.
Здесь мы снова упираемся в самую сердцевину вопроса о так называемой "перманентной революции". В борьбе с этой теорией эпигоны докатились до полного разрыва с классовой точкой зрения. После опыта "блока четырех классов" в Китае, они, правда, стали осторожнее. Но от этого они только еще более запутались и изо всех сил стремятся теперь запутать других.
К счастью, однако, вопрос выведен событиями из области краснопрофессорских мудрствований над старыми текстами. Дело идет не об исторических воспоминаниях, не о подборе цитат, а о новом грандиозном историческом опыте, развертывающемся у всех на глазах. Здесь две точки зрения сведены на очную ставку на поле революционной борьбы. Последнее слово скажут события. От их контроля ускользнуть нельзя. Испанский коммунист, который не отдаст себе своевременно отчета в сущности вопросов, связанных с борьбой против "троцкизма", окажется теоретически безоружным перед основными вопросами испанской революции.