За последние 8 лет сильная волна еврейской рабочей эмиграции перебросилась также на Францию. Идет она в своей подавляющей массе из стран восточной Европы (Польша, Литва, Латвия, Румыния). Эмигрируют не только рабочие, но также масса ремесленников, служащих, интеллигенции и т. д.
И не удивительно! В этих странах послевоенный капиталистический кризис принял наиболее тяжелые формы. Ни низкая зарплата, ни удлиненный рабочий день не в состоянии спасти господствующий класс этих стран. И не даром буржуазия этих стран "управляет" народом самыми крайними мерами, находящими свое выражение в фашистской диктатуре -- в скрытой или полускрытой форме. В связи с этим все вышеназванные слои еврейского населения эмигрируют, спасаясь от хронической безработицы, ужасных условий жизни, политических и национальных преследований и от других "прелестей", которыми так богата восточная Европа.
Столица Франции полна сейчас десятками тысяч иностранных рабочих, среди них солидный процент евреев. Официальные цифры говорят о 60.000 в столице, 90.000 в стране (не считая Бельгии, которая насчитывает в настоящее время много тысяч еврейских рабочих). Попав в эту "счастливую" страну, о которой так много слышал еврейский рабочий, он, найдя работу, вначале остается совершенно в стороне от политической и культурной жизни страны. Не зная языка, нравов, быта, культуры страны, он в начале как бы уходит от всех и всего. Но не надолго. Здесь на помощь ему спешат еврейские рабочие организации.
Культур-Лига, организация, насчитывающая несколько сот рабочих с довольно хорошей библиотекой, но зато плохо функционирующей, устраивающей еженедельно несколько докладов. Эта организация могла бы концентрировать вокруг себя тысячи рабочих, если бы... если бы она поставила работу, как следует. К величайшему сожалению она этого не делает, так как она руководится людьми, не желающими обучать рабочую массу марксизму. Они хорошо понимают, что если бы рабочих учить как следует быть, дать им возможность разбираться во всех политических вопросах, правильно и всесторонне их информировать, то они, руководители, давным давно потеряли бы свое "руководство". Поэтому -- горе тому, кто во время знаменитого 3-го периода хочет научиться правильно, т.-е. по марксистски мыслить...
Результаты этого печального положения на лицо: многие хорошие революционеры, вооруженные марксистскими знаниями, опытом в движении, да к тому же являющиеся в прошлом организаторами этой Культур-Лиги, исключены оттуда или же не допускаются ни к какой руководящей работе. Тысячи не идут поэтому в эту организацию, сотни остаются пассивными зрителями, а десятки воспитываются в духе кулачного боя... с оппозицией.
Так разрушают эти политически неграмотные "руководители" рабочую организацию. Еврейские рабочие организации, как и всех других наций, могут стать настоящими классовыми организациями лишь тогда, когда ими будут руководить истинные революционеры, правильно умеющие оценивать свои и вражеские силы, воспитывающие молодежь в революционном духе, дающие ей возможность "делать ошибки и исправлять их", не боящиеся никаких трудностей и наконец связывающие в данном случае борьбу еврейских рабочих масс с борьбой рабочего класса данной страны.
Также ничему не могут научиться рабочие из официальной газеты (еженедельник) "Функ", претендующий на звание "единственного революционного органа еврейских рабочих Западной Европы", редактором которой является "ррреволюционер", заполняющий страницы газеты лошадиными дозами пахабной ругани и крикливо невежественными выпадами против левой оппозиции. По его уверениям, еврейские рабочие "любят" такую ругань.
В прошлые годы здесь было сильно развитое синдикальное (профсоюзное) движение еврейских рабочих. Печальный факт падения общего количества членов Унитарной Конфедерации труда повторяется и в его национальных секциях, еще в более катастрофических размерах. Самые главные категории: портные, кожевенники, сапожники, меховщики, шапочники, деревообделочники, обойщики, трикотажники, металлисты, пекари и т. д. -- Тысячи из них живут в крайне тяжелых условиях, эксплоатируют их гораздо больше, чем французских рабочих. В случае сопротивления им грозит потеря работы, а это значит отправиться обратно на "родину", т.-е. туда, где их ждет еще худшая участь. Будь во главе всех этих синдикатов дальновидное руководство, оно могло бы несомненно на основании благоприятного экономического положения в стране выработать лозунги, которые были бы в состоянии сплотить не только одних еврейских рабочих, но и французских и всех иностранных рабочих вместе. Но, чтобы суметь это осуществить, необходимо ясно видеть то, что происходит в стране.
Чтоб дать ясный анализ положения в стране, где дивиденды концернов и трестов огромны, необходимо бросить в массы -- как в иностранные, так и во французские -- лозунги, которые соответствовали бы действительным потребностям масс, и организовать всю рабочую массу Франции (без каких-либо национальных различий) в экономической борьбе против все усиливающейся эксплоатации господствующего класса. Но для этого нужно первым делом снять всех этих секретарей -- чиновников, совершенно не понимающих потребностей иностранной рабочей массы, (не даром все национальные парт-секции при французской компартии за последние годы катастрофически уменьшились в количестве и ухудшились в качестве!). Только при вдумчивом изучении потребностей массы, можно тесно спаять иностранных рабочих, как еврейских, так и других наций вместе с французской рабочей массой. Итальянский углекоп, польский и венгерский батрак, еврейский портной при разном восприятии ими одинаковых целей могут быть тесно спаяны пред лицом общего врага только при помощи дальновидного марксистского руководства, наученного на собственном опыте и делающего из него надлежащие выводы.
В этом заключается наша задача. Поэтому очень отрадно то явление, что организовалась и еврейская группа левой оппозиции, которая работает рука об руку с французской левой оппозицией, об'единенной вокруг "Веритэ". Она уже издает свой ежемесячный орган "Клярте" ("Ясность"), освещая все наболевшие вопросы в марксистском свете. Еврейская левая оппозиция есть единственная группа, организовавшая курсы для изучения марксизма-ленинизма, куда рабочие притекают во все растущем количестве. Рабочие на этих курсах убеждаются, как систематически обманывает их парт-аппарат в отношении роли левой оппозиции. Кстати, сталинцы проклинают эти марксистские курсы говоря, что во время "3-го периода" нельзя уделить внимание таким академическим вопросам. В самой партии нами также уже созданы кружки, нелегально (!) изучающие марксизм-ленинизм. Марксизм становится как бы контрабандой для партии.
Мы ясно сознаем все трудности. Но тот не революционер, кто боится трудностей.
А. Сенин.
Париж, 26-ое мая 1930 года.