В первой половине приведенной цитаты газета т. Урбанса говорит о том, что в Китае победила буржуазная революция. Во второй половине заявляется, что сотрудничество Китая с Советской Россией было бы возможно только вслучае "победоносной китайской революции". Что это значит? Ведь буржуазная революция в Китае, по Урбансу, победила? Ведь именно потому она стремится вырвать империалистскую занозу из своего тела? О какой же другой революции говорит Урбанс? О пролетарской? Нет. "Еслиб даже она завершилась рабочим и крестьянским Китаем". Что значит "даже"? Это и значит, что дело идет не о пролетарской революции. И в то же время не о буржуазной? О какой же? Значит Урбанс -- по Бухарину и Радеку -- предвидит возможность не буржуазной и не пролетарской, а особой рабоче-крестьянской диктатуры в Китае? Надо об этом сказать яснее, смелее, тверже, не прячась за словечко "даже". Именно из этой философии не-буржуазной и не-пролетарской диктатуры вырос сталинско-бухаринский курс на Гоминдан. Именно на этом пункте споткнулись прежде всего Радек и Смилга. Сталин, Бухарин, Зиновьев, а вслед за ними Радек и Смилга, считают, что между мировым империализмом, с одной стороны, и рабочим государством, с другой, возможна мелко-буржуазная революционная диктатура в Китае. А Урбанс, после опыта русской керенщины и китайскаго Гоминдана, как правого, так и левого, робко подпевает Радеку в этом вопросе, от которого зависит судьба всего Востока. Недаром же Урбанс печатает до последней степени плоскую и пошлую статью Радека по вопросу о перманентной революции, умалчивая о своем отношении к вопросу*1.
Дело идет теперь не о том, чтоб повторять подтасованные обрывки цитат 1905 года на счет перманентной революции. Этой фалсификаторской работой достаточно занимались Зиновьевы, Масловы и все прочие. Дело идет о всей стратегической линии для стран Востока на целую эпоху. Надо ясно сказать, мыслима-ли особая демократическая диктатура рабочих и крестьян, и чем она будет отличаться от диктатуры Гоминдана, с одной стороны, от диктатуры пролетариата, с другой? Это ведет нас к вопросу: способно ли крестьянство имет в революции самостоятельную политику -- самостоятельную по отношению к буржуазии и по отношению к пролетариату? Марксизм, обогащенный опытом революций России и Китая, отмечает: нет, нет, нет. Либо крестьянство, руководимое своими верхами и мелкобуржуазной интеллигенцией, идет за буржуазией: Тогда это эсеровщина, керенщина или Гоминдан. Либо же крестьянство, руководимое своими низами, полупролетарскими и пролетарскими элементами деревни, идет за промышленным пролетариатом. Тогда это путь большевизма, путь Октябрьской (т. е. перманентной) революции. На этом вопросе -- именно на этом! -- Сталин и Бухарин сломили шею китайской компартии и китайской революции. Зиновьев, Радек, Смилга, Преображенский путались между сталинизмом и марксизмом, и эта путаница привела их к позорной капитуляции. Для стран Востока этот вопрос представляет главный водораздел между меньшевизмом и большевизмом. Что нынешние Мартыновы прикрываются обрывками большевистских цитат 1905 года, тех самых цитат, которыми Сталин, Каменев, Рыков и др. прикрывались в 1917 г. против Ленина, -- этот маскарад может обмануть только тупиц или невежд*2. Коминтерн осуществлял в Китае руководство Мартынова-Бухарина-Сталина под аккомпанимент бешенного воя против перманентной революции. Это сейчас основной вопрос для стран Востока, а значит и один из основных вопросов для Запада. Имеет-ли тов. Урбанс мнение по этому вопросу? Нет, не имеет. Он прячется за отдельные словечки или еще хуже, за статью Радека, котору он печатает "на всякий случай".
*1 Кстати: в статье Радека есть совершенно чудовищная сплетня, будто я в Алма-Ата задержал разоблачение переговоров Бухарина с Каменевым, желая блока с правыми. Откуда это? Из табакерки Ярославского? Или из блокнота Меньжинского? Вряд ли Радек выдумал это сам. А у т. Урбанса так много места, что он печатает не только романы Синклера, но и сплетни Ярославского-Радека. Если б т. Урбанс лойяльно обратился ко мне за справкой, то я ему об'яснил бы, что сообщение о переговорах Бухарина с Каменевым я получил почти в то же время, как и сообщение о двусмысленных заявлениях Урбанса на счет блока с Брандлером. Я реагировал на это статьей об абсолютной недопустимости беспринципных блоков левой и правой оппозиции. Статья эта была лишь несколько месяцев тому назад опубликована Брандлером и после того перепечатана в "Volkswille".
*2 Мартынов был в течение 20 лет (1903 -- 1923) главным теоретиком меньшевизма. В большевистскую партию он вступил, когда заболел Ленин и началась кампания против троцкизма. Октябрьскую революцию до НЭП-а Мартынов обвинил в 1923 г. в троцкизме. Сейчас это главный теоретик Коминтерна. Он остался тем, чем был. Но свою старую основную линию он прикрывает цитатами из Ленина. Для подбора и фальсификации таких цитат существует несколько фабрик.