«Сегодня счастливейший день для миллионов россиян, сохранивших в своих сердцах верность идеям социализма и самостоятельности. Сегодня на московскую землю ступила нога величайшего человека, чье имя связано с борьбой за построение справедливого общества», — так начинается приветствие товарищу Ким Чен Иру, направленное на днях в посольство Северной Кореи руководством Московского молодежного общества по изучению идей чучхе.
Экзотическое это общество появилось в декабре 1993 года. «После событий октября 93-го у молодых левых радикалов появилась некая ностальгия по настоящему социализму, — говорит председатель общества, лидер Инициативы революционных анархистов Дмитрий Костенко. — А у меня были еще и эстетические позывы. В свое время я посмотрел фильм Годара „Китаянка”. Запали в душу кадры, как китайские девушки занимаются физкультурой, славословя при этом товарища Мао. Но под Мао денег уже не давали. А рядом — чучхе, френч почти тот же».
Товарищи из посольства Северной Кореи идею живо поддержали, и общество стало собираться в одном из лучших залов посольства в дни северокорейских праздников, которые посвящены дням рождения Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и их ближайших родственников. В начале заседаний Дмитрий Костенко и Павел Былевский, секретарь ЦК РКСМ по идеологии, который стал научным секретарем общества, читали свои доклады, посвященные развитию идей чучхе в России. Затем пили пиво и водку, произнося здравицы в честь основоположников и продолжателей «вечно живой» идеи. В качестве гостей Костенко и Былевский приглашали на заседания представителей дружественных леворадикальных организаций — анархистов и панков. Московский художественный критик и один из лидеров Движения ультрарадикальных анархо-краеведов Олег Киреев так вспоминает те заседания: «Это было необычайное впечатление само по себе: доведенная до крайней степени примитивного сумасшествия идеология последней тоталитарной страны в монументальных образах пропаганды, чиновники, ковры, полурелигиозные фильмы про „великих товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира”. Особый шарм посещениям посольства придавала марихуана, кто-то однажды даже курил ее в самом помещении посольства, в туалете. Обстановка располагала к психоделическому восприятию мира».
На деньги посольства Павел Былевский издал и пару теоретических брошюр северокорейских товарищей — «Высоко подняв знамя социалистических аграрных тезисов, окончательно добьемся решения аграрного вопроса» Ким Ир Сена и «О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе» Ким Чен Ира. Некоторое время выпускался бюллетень общества «Факел чучхе». Тем же темам посвящено и несколько спецвыпусков газеты РКСМ «Бумбараш 2017». Причем статья самого Былевского «Идеи чучхе и некоторые актуальные вопросы партийного строительства в России» до сих пор обсуждается на различных съездах радикальных коммунистов, и ссылки на нее можно найти даже в Интернете.
Но основные деньги по «издательской линии», к зависти молодых чучхеистов, все же уходили в «приближенное» к газете «Завтра» издательство «Палея», которое выпускало труды северокорейских лидеров в кожаных переплетах с металлическими горельефами авторов на обложках. Издательская же деятельность Павла Былевского, по словам Костенко, видимо, серьезно не рассматривалась. «Хотя Павлу очень доверяли и даже посоветовали ему бригаду северокорейских строителей для работ на даче. Брали они гораздо меньше бригад из Молдавии и Украины. Но и качество было соответствующим», — говорит Костенко.
Один из членов общества, довольно популярный сейчас в молодежной леворадикальной среде писатель Алексей Цветков, зарабатывал небольшие деньги, публикуя стихи в русскоязычных выпусках журнала «Корея сегодня». Одно из стихотворений заканчивалось так: «Это в каждом движении, в каждом стихе,
В каждом шорохе листьев, мы слышим — чучхе». За поэму о Ким Чен Ире Цветков даже получил памятный подарок — наручные часы северокорейского производства.
В свое время среди левых радикалов Дмитрий Костенко прославился в том числе статьей «К вопросу о революционном проходимчестве», которую опубликовал в своем анархистском журнале «Черная звезда». В статье он отметал нападки на Ленина за то, что большевистскую революцию он делал на немецкие деньги, поскольку для реализации революционных идей происхождение денег значения не имеет. На вопрос, не было ли движение реализацией этих идей, Костенко ответил: «Да, в каком-то смысле. Но без фиги за спиной. Это было неким взаимным любованием. Мы им нужны были для отчетов, они нам для революционной экзотики. К тому же я понимал, что кто-то этой халявой воспользуется. Так почему не мы?»
Лидеры общества Дмитрий Костенко и Павел Былевский побывали и в Пхеньяне, где прошли курс обучения в Академии по изучению идей чучхе. «К сожалению, академию недавно закрыли из-за того, что ее руководитель Хван Жан Еп сбежал в Южную Корею. Это была чудесная поездка. Когда приезжаешь на Запад к коллегам-революционерам, тебя встречают такие же оборванцы. А в Пхеньяне меня встречали на „Мерседесе”, возили с сопровождающим, и газета „Нодон Симбун”, центральный орган Трудовой партии, опубликовала на первой полосе заметку, где были такие слова: „С визитом нас посетил дорогой председатель Костенко”. В академии учился и команданте Движения ультрарадикальных анархо-краеведов, журналист программы ОРТ „До шестнадцати и старше” Дмитрий Модель. Впечатления от поездки он изложил в журнале „Трава и воля".
Костенко же побывал и на международном съезде по изучению идей чучхе в Копенгагене. А Былевский был на таком же съезде в Нью-Дели.
«Вообще все получилось, — говорит председатель Костенко. — Я это понял, когда у общества появился свой фольклор. Кто-то из наших панков придумал стихи, которые передаются до сих пор изустно: „А самому тебе не жаль,
Ребят из Северной Кореи?
Они, как ты, не курят шмаль
И не бухают в каждом сквере".
Последнее заседание московского молодежного общества по изучению идей чучхе прошло в северокорейском посольстве год назад. Отношения испортились, когда один из членов общества Андрей Соколов был осужден за организацию взрыва закладной плиты династии Романовых на Ваганьковском кладбище в Москве. Во время следствия Соколов попросил политическое убежище в Северной Корее. Ему отказали. Но очень испугались. И отношения между посольством и обществом стали очень натянутыми. Даже приветствие прибывшему в Москву Ким Чен Иру отказались принять из рук в руки, сославшись на занятость. Посоветовали прислать по факсу.