Возвращение Органчика

Органчик

Он не просто убежден в триумфе киберчеловека. Он сам, до некоторой степени, киберчеловек. Но винчестер, скорбно торчащий на его плечах, содержит только одну программу. Как жаль, что эта прога — «генератор бессмыслицы». Подойдите к нему — и допотопный PC-спикер тоненько и противно пропищит что-нибудь вроде: « Постановка задач для демцентралистской партии, как показывает весь прошлый исторический опыт, требует применения системы ГРИД и использования более строгого определения понятия „собственность”... Дайте ему ручку и лист бумаги и пухленькие бело-розовенькие манипуляторы выведут на многострадальной целлюлозе каракули по типу: „создание в коллективистском обществе касты «коллективуев» свидетельствует о необходимости более тщательного анализа умения строить верные, однозначные прогнозы на основе марксистского подхода”. Вот куда идет, оказывается, отличная мелованная бумага. „Здоровый цинизм подсказывает, что отрицание социалистического характера СССР и подобных ему неоазиатских государств подразумевает более основательное использование теории трех типов управления. Последнее утверждение очень наглядно иллюстрируется тем, что принцип исторического детерминизма свидетельствует о необходимости диалектического обобщения в вопросах социального характера.« И ради вот этой макулатуры вырубаются уникальные леса — „легкие планеты”, загрязняется бумажным комбинатом озеро Байкал. Куда только экологи смотрят ? „Общеизвестно,что историческая диалектика указывает на возможность перехода человечества к коллективизму и необходимость усвоения исторических уроков. Почему так ? Потому, что формирование научной материали стической картины мира весьма упрощает задачи революционеров при условии принятия наших методов, позволяющих строить однозначную картину будущего” — и хоть ты тресни ! Длинные сложноподчиненные фразы не осознаются в полной мере. Читатель вычленяет из них ключевые фразы и держит их в памяти. Пользуясь этим, наш автор всегда готов угостить нас чем-то вроде такого: „Как показывает весь прошлый исторический опыт, современная концепция общественного развития позволяет эффективно использовать возможности гибких производственных систем будущего (ГПС). Для неизбежности именно такого хода событий есть и еще одно основание: принцип здоровой беспринципности требует от нас использования многослойной нейроподобной непрерывно растущей сети. А неизбежность пришествия киберчеловека однозначно вытекает из того, что у алжирского дея под самым носом шишка”. Мы-то не знали. Смысла маловато, доказательства слабоваты — но „общая мысль” угадывается и запоминается. Вот на это и расчет. Гипноз повторов. Магия нейролингвистического программирования. Читайте „Дивный новый мир” О. Хаксли. Бесконечно варьирует наш Органчик одни и те же куцые идейки, прогоняет их в сотый и тысячный раз через одни и те же уставшие наши извилины. Причем норовит впарить нам эту чушь за наш счет, недешево продавая свои брошюрки („Шесть условий всемирного пришествия коллективизма — три копейки. Почему так ? А каждому условию — грош цена !«). Наш судьбоносный гений воображает, будто тысячекратным повторением убедит нас в правоте его неосновательной Великой Теории. Методика Геббельса: „что-нибудь да останется...«. Но, сколько бы ни повторяли „ГРИД срастется с мозгами в единый мыслящий орган... Жуйте ОRBIT с ксилитом и карбамидом” — ксилит останется сахарином, карбамид — мочевиной, а фантастический агрегат из проводов и мозга — вздорной выдумкой. Вообще, его выдумки настолько нелепы, что и щедринская сатира перед ними в отчаянии разводит руками. Были нивелляторы „хождения в струне”, нивелляторы „бараньего рога”, нивелляторы „ежовых рукавиц” — и он был самым фанатическим нивеллятором этой школы. Начертавши нелепым „однозначным прогнозом” прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево. Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? Нет, он просто считал для себя такую жизнь самой „достойной", потому что был он прохвост (т.е. палач) всем своим существом, всеми помыслами.Прямая линия соблазняла его не ради того, что она кратчайшая — ему нечего было делать с краткостью, а ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Развитие ради развития, прогресс ради усложнения, пытка ради пытки, власть ради власти ! Читайте Оруэлла, братцы мои анархисты ! В голове коллективистского теоретика был какой-то таинственный лес, преисполненный волшебных сновидений. Таинственные тени гуськом шли одна за другой, застегнутые, выстриженные, однообразным шагом, в однообразных одеждах, все шли, все шли... Все они были снабжены одинаковыми физиономиями, все одинаково молчали и все одинаково кудато исчезали. Куда? Казалось, за этим сонно — фантастическим миром существовал еще более фантастический провал, который разрешал все затруднения тем, что в нем пропадало все без остатка. Когда фантастический провал поглощал достаточное количество фантастических теней, наш теоретик начинал новую брошюру. Опять шли гуськом тени одна за другой, все шли, все шли... Еще до создания ГПРК он уже составил в своей голове целый систематический бред, в котором, до последней мелочи, были регулированы все подробности будущего коллективизма. Посредине каждого коллективистского поселения площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы, или, как он мысленно называл их, роты... Каждая рота имеет шесть сажен ширины не больше и не меньше; каждый дом имеет три окна, выдающиеся в палисадник. Все дома окрашены светлосерою краской, и хотя в натуре одна стороны улицы всегда обращена на север или восток, а другая на юг или запад, но даже и это упущено было из вида, а предполагалось, что и солнце и луна все стороны освещают одинаково и в одно и то же время дня и ночи. В каждом доме живут коллективы по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков, причем разнополые коллективисты и коллективистки не стыдятся друг друга. Правовая граница между взрослыми и детьми постепенно размывается в рамках всеобщего равенства перед шпицрутеном. Одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста. В некоторых ротах живут исключительно великорослые, в других исключительно малорослые. Дети, при рождении не обещающие быть твердыми в бедствиях, умерщвляются; люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы. Если же кого-то эта воля коллектива тяготит также, как тяготила бы воля начальника — в резервацию его, к мелким буржуа ! Пусть там доживает свой век, гордясь своей независимой личностью ! Обращаются там с ними жестоко. Члены коллективов их упаивают до пьяной откровенности, а затем вымещают на них подавленные садистские инстинкты — жгут заживо. Казни происходят без презумпции невиновности, без суда и следствия. Закона нет — есть табу. — Чего пристал, мужик ? Почему их сожгли, спрашиваешь ? Не понравилась нам рожи индивидуйские — и все тут !

После этого их имущество подлежит наследованию трудовыми коллективами, или обществом в целом. «Индивидуев» — 90 процентов. Они лишены всех прав и разоружены. Коллективуи — высшая каста (дети Сапа-Инки, потомки членов ГПРК). В бывших домах культуры из дочерей индивидуев для этих Сынов Солнца организованны большие гаремы, а «излишних» индивидуев-мужчин периодически уничтожают. Как делали это спартанцы со своими илотами. Школ нет, буржуазной грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется. Философия объявляется, «по Марксу», буржуазной игрушкой и «снимается». Философы же, наоборот, вешаются. На фонари. Праздников два: весенний служит приготовлением к предстоящим бедствиям; осенний посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в коллективной маршировке. С восходом солнца все в доме поднимаются; взрослые и подростки облекаются в единообразные одежды, подчищаются и подтягивают ремешки. Малолетние сосут на скорую руку материнскую грудь; престарелые произносят краткое поучение, неизменно оканчивающееся непечатным словом (здоровый цинизм, не забывайте!); шпионы спешат к дисплеям ГРИДа.

Но вот коллективисты отправились к исполнению возложенных на них обязанностей они помнят, что людьми их признают лишь настолько, «насколько они производительные силы», и нет никаких сторон деятельности человека, которые не были бы производством. Они направляют стопу в «манеж для телесных упражнений», где укрепляют организм фехтованием и гимнастикой, затем, идут в «манеж для принятия пищи», где получают по куску черного хлеба, посыпанного солью (живут в материальном убожестве но зато в каком душевном комфорте !). По принятии пищи выстраиваются на площади в каре, и оттуда, ориентируясь на данные компьютерных сетей, повзводно расходятся на общественные работы. Работы производятся по команде. Мультивак принимает решения — привет Айзеку Азимову ! Коллективисты разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю, все по команде ГРИД. При этом они должны изображать на лицах «оргиастическое наслаждение» и испытывать, в дополнение к голоду и холоду, «чувство глубоооокого удовлетворения». Землю коллективисты пашут, стараясь выводить сохами вензеля, на поминающие инициалы «В.Б.» и «А.С.».Около каждого взвода рабов-индивидуев мерным шагом ходит коллективуй с ружьем, и через каждые пять минут, в рамках «перемены труда», стреляет в солнце. В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут общиной и всякий чувствует себя одиноким. Жизнь ни на мгновенье не отвлекается от исполнения бесчисленного множества дурацких обязанностей, из которых каждая рассчитана заранее и над каждым человеком тяготеет как рок. Нивелляторство, упрощенное до определенной дачи черного хлеба — вот сущность этой кантонистской фантазии... Молча указывали осчастливленные коллективисты на вытянутые в струну дома свои, на разбитые перед этими домами палисадники, на форменные казакины, в которые однообразно были обмундированы все жители до одного, и трепетные губы их шептали: сатана !

Таков наш теоретик. Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение. Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно преследуют твердо намеченную цель в потоке социального творчества. Однако ж это оптический обман. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений. Обыкновенно противу идиотов принимаются известные меры, чтобы они, в неразумной стремительности, не все опрокидывали, что встречается им на пути. Но меры эти почти всегда касаются только простых идиотов; когда же придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется. Даже в самой бесплодности или очевидном вреде своих злодеяний он не почерпает никаких для себя поучений. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем («я сам с трудом представляю себе свою жизнь в коллективистском обществе»), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи (например, на отдаленном потомстве). Если бы, вследствие усиленной идиотской деятельности, даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, быть может, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития? «Если коллективисткая революция не совершится — тогда род людской жизни не заслуживает» — говаривал он.

Во всем он видел только борьбу за власть, за управление. Буржуазными лженауками были для него не только генетика и кибернетика но и химия, физика, биология. Район, который обнимал кругозор этого идиота, был очень узок; вне этого района можно было и болтать руками, и громко говорить, и дышать, и даже ходить распоясавшись; он ничего не замечал; внутри района можно было только маршировать. Где тут Угрюм-Бурчеев ? Где философ-ницшевед ? Где филолог-людоед ? Пойми, кто может...!

Братцы-кролики в гостях у доктора Моро

Помнится, Угрюм-Бурчеева отличала какая-то «неизреченная бесстыжесть». Нашего теоретика отличает бесстыжесть громогласная. Он говорит анархистам: «подавление Крондштадтского восстания заслуживает великого восхищения», «вы лохи по жизни», «мы вас используем, как уже однажды использовали», «мы не скрываем своей готовности стрелять в вас», называя их при этом «братцами». Снисходительно звучит это обращение. Оно и понятно — окружающие для него «только полуфабрикаты личности», «недочеловеки». А «полуфабрикат ценен лишь тем, что из него может получиться». Так что, называя читателей «братцами» и «товарищами», он уже подумывает над будущими гигантскими лабораториями, в духе доктора Менгеле, где будут из всех нас, полуфабрикатов, изготовлять коллективистских сверхлюдей.

«Представьте себя в окружении самых ужасных калек и помешанных, каких только может создать воображение, и вы хоть отчасти поймете, что я испытал при виде этих странных карикатур на людей. В темной пещере ужасные темные фигуры, на которые то тут, то там падали слабые блики света, одновременно раскачивались и распевали:

— Не ходить на четвереньках — это Закон. Разве мы не люди?

— Не лакать воду языком — это Закон. Разве мы не люди?

— Не есть ни мяса, ни рыбы — это Закон. Разве мы не люди?

— Не обдирать когтями кору с деревьев — это Закон. Разве мы не люди?

— Не охотиться за другими людьми — это Закон. Разве мы не люди?

Подопытная тварь наклонилась еще ниже и рассматривала мои ногти, она сидела так, что свет упал на нее, и я с дрожью отвращения увидел, что это не лицо человека и не морда животного, а просто какая-то копна серых волос с тремя еле заметными дугообразными отверстиями для глаз и рта.

—Вспомните еще о крысах-носорогах, которых делают алжирские зуавы. — сказал Теоретик Коллективизма — Эти уродцы фабрикуются тем же способом: отрезанные с хвостов полоски кожи перемещают на морду обыкновенной крысы и приживляют там в новом положении.

— Фабрикуются! — воскликнул я. — Вы хотите этим сказать...

— Да. Существа, которых вы видели, не что иное, как отчужденные недочеловеки, которым нож придал новые формы. Изучению пластичности живых форм я посвятил всю свою жизнь. Я изучал это долгими годами, накапливая постепенно все больше и больше знаний. Я вижу, вы в ужасе, а между тем я не говорю ничего нового. Все это уже много лет лежало на поверхности, и для философов-ницшеанцев, вроде меня, не составляло секрета...« А из кого сверхчеловека не получится — тот уйдет в отвал. Есть хорошая книжка у Герберта Уэллса — „Остров доктора Моро”. Советую её прочитать каждому, кто наивно и доверчиво протягивает руки к брошюрам Великого Теоретика. »- Я глашатай Закона, — сказало серое чудовище. — Сюда приходят все новички изучать Закон. Я сижу в темноте и возвещаю Закон. Господину Б. принадлежит Дом страдания. — Его рука творит. — Его рука поражает. — Его рука исцеляет. — Ему принадлежит молния, — пели мы. — Ему принадлежит глубокое соленое море.... Ужасная кара ждет того, кто нарушит Закон. Такому нет спасения. — Нет спасения, — повторили звероподобные люди, украдкой косясь друг на друга. — Нет спасения, — повторил обезьяно-человек. — Нет спасения. Смотри! Однажды я совершил провинность, плохо поступил. Меня наказали, вот на руке клеймо. Он добр, он велик.« Читайте макулатурные опусы ГПРК повнимательней... Чтобы потом неожиданностей не возникало. »- Нет спасения, — повторил обезьяно-человек, почесывая ногу. — Нет спасения, — повторило маленькое розовое существо, похожее на ленивца. — Наказание ужасно и неминуемо. Потому учи Закон. Говори слова. — И он снова принялся твердить слова Закона, и снова я вместе со всеми начал петь и раскачиваться из стороны в сторону. Голова моя кружилась от этого бормотания и зловония, но я не останавливался, в надежде, что какой-нибудь случай меня выручит.« Не хотел бы я, чтобы вы или ваши потомки попали подопытными кроликами на остров „доброго" доктора, в Дом Страдания. Прочитали книжку ? Действительно ХОТИТЕ там оказаться ? Ась ? Братцы анархисты ?

Наш теоретик, конечно, не считает себя «дешевкой». И действительно — его теория может обойтись всем нам слишком дорого; он не считает себя «пустышкой», и он прав — ибо до краев полон ... человеконенавистничеством. Но при чем здесь марксизм ? Все новое в «теории коллективизма» ошибочно, а все правильное не ново (списано из советских учебников, к сожалению недоступных сейчас молодому поколению). «Марксизм устарел.. Марксизм умер» — им потребовалось 10 лет, чтобы дойти до реплик спившегося секретаря обкома образца 1991 года, до слез рассмешивших Билли Клинтона. Вот уж действительно — до некоторых «сверхлюдей» доходит как до жирафа. Впрочем, все кто отправлялся их дорогой заканчивали свой путь в стане антикоммунистов и холуев буржуазной Системы, начиная с Шахтмана... Такие «советологи» из бывших марксистов требовали в свое время от руководства США начать «превентивную ядерную войну против мирового коммунизма». К счастью, в то время к «гениальным» антисоветчикам из бывших марксистов прислушивались не больше, чем слушают их наследничков сегодня. Иначе нас, братцы-кролики, за компами бы уже не было. Впрочем, и компов тоже. И вообще ничего бы не было, кроме слоя пепла — плода трудов таких вот самозванных «спасителей человечества от планетарной военной катастрофы».

Свидетели по делу Иеговы

Вечерело. Советнику Попову бог весть с какой причины снился страшный сон. Подcлеповатые красные фонари уже зажигались на бывших районных домах культуры, и раскрепощенные коллективистки и коллективисты стекались к их ступеням... Оживление царило и в бывшей промышленной, а ныне постНТРовской зоне города. Подросток бегал по нефтеперегонному заводу, от одной установки к другой, и дергал то одну, то другую рукоятку — так осуществлял он перемену труда... Взрыв расцветал за взрывом, и кошмарные красно-оранжевые цветы покрывали городскую промзону... Словом, ад... И было видение в этом аду. На развалинах заводоуправления, посреди аммиачного облака, осыпаемый разлетающимися во все стороны железными болтами, кровельной черепицей и разбившимся на мириады осколков оконным стеклом, стоял с дзен-буддистской безмятежностью новый Моисей, в длиннополом суконном пальто. Взор его был светлым, как сталь, и недоступным ни для оттенков, ни для колебаний. Голая решимость и ничего более.Черные усики его покачивались в такт взрывам, потоки горячего воздуха обвевали блаженную дебелую физиономию. И пророк проповедовал нам, грешным: — Стройте здоровую секту, братцы мои. Принципы ее высечены на золотых скрижалях, явленных нашему провидцу духом покойного Амадео Бордиги. Госкапство ведь обычно делается в Италли да в Германо-Голландии; и прескверно делается. Я удивляюсь, как не обратят на это внимание антиглобалисты. Делает бордигизм хромой бочар, и видно, что дурак, никакого понятия не имеет о бордигизме. Недавно я писал предисловие к книжке Гарольда Айзекса, и попутно открыл, что Китай и Россия — совершенно одна и та же земля, и только по невежеству считают их за разные государства. Я советую всем нарочно написать на бумаге «Россия», вот и выйдет «Китай». Или вас останавливает мое письмо Жиденкову ? Черт возьми! Не помню... Что письмо? Письмо вздор. Письма пишут аптекари... — А кто ваш медиум-то ? Как фамилие ? Неужели тот самый г-н Бугоров ?

— Нет, что вы ! Тот самый в Госдуме, во фракции «Единство», а я наоборот — агитирую марксистов в Госдуму не идти.. Что им там делать-то.. . Наш брат не любит оборванной черни... Я пока что подрабатываю спиритизмом... Среди студентов, которых курирую... Нашими сеансами интересуетесь ? Мы ведь строим секту «ГПРК сенрике», между нами говоря... Со здоровенным цинизмом и здоровущим аморализмом. Вступайте в нашу секту — и вы спасете человечество от гибели. Кто сможет противостоять нашему меньшинству ? Не желаете в секту ? Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Братцы анархисты ! А как насчет «беспримерной исторической партии» из двух человек ? Придите и тем увеличите нашу партию на треть. Гигантский приток, хоть и в относительном выражении ! Весь секретариат на ушах стоять будет — прямо «панекукианский призыв», да и только ! Тоже не желаете ? Не знаете, кто такой Антон Паннекук ? Это тот же Луи Альтюссер, но до удушения жены своей... Что ? Хотите мне касториадиса прописать ? Не желаете слушать ? Ну, как хотите. А мне-то как быть ? Я ведь хочу так основательно продлиться, такой после себя оставить след, какой не оставляют после себя основатели государств и финансовых империй... Недавно я ездил на чужие денежки в Испанию. В Испании есть король. Он отыскался. Этот король — я !!! Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня вдруг как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я преподаю философию... До загранпоездки все было передо мною в каком-то тумане. И это происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром из недр компьютерной сети ГРИД, что означает «решетка» ! На работе мне подсунули мне бумагу, чтобы я подписал. Они думали, что я напишу на самом кончике листа: доцент Бугоров. Как бы не так! Я на самом главном месте, где подписывается завкафедрой, черкнул: «Ф ердинанд Восьмой». Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось... Я выше, чем Юлий Цезарь ! Пришел, увидел, наследил...

— Угу. С нетерпением ждем скорого прихода Мессии.

— Уж не считаете ли вы меня каким-то честолюбцем ? Бросьте ! Не верьте слухам. Мне верьте, друзья ! Верьте тому, кто «слышит голос истории».

— Что-что ?

— Голос.

— Ах, да... Голос...

— В моих руках меч бога и Гедеона ! Времени остается все меньше и меньше... Ждите Апокалпсиса! Третий ангел вострубил, началась третья мировая... Пролетарии объединяются... И возник на ровном месте Бугор, а на нем лежит фуфел марлевый... И говорит Бугор человечьим голосом:

"Дьявол, пошли на удачу, силу пошли нам дьявол, чтоб в МАРЛЮ ветер горячий дул, чтоб неслись мы лавой...

Не верьте в идеалы! Верьте в грядущего биоэлектронного киборга, к нему взывайте: "Ей, гряди господи, сотканный из сети ГРИД вперемешку с мозгами человечьими ! Слава пророкам его — нечистой паре беспримерных апостолов из ГПРК ! Ибо это реинкарнации Маркса и Энгельса! Пиво — кровь политики ! Ганджубас — топливо революции ! Человечество впадет в коллективную нирвану... Если выберет меня ! А если не выберет — то жизни оно не заслуживает и жить не сможет ! Никаких иных прочих, полулевых и четвертьлевых ! Подлецы они нечестные ! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы! И весь оппортунизм у них оттого, что под язычком находится маленький пузырек и в нем небольшой червячок величиною с булавочную головку, и это все делает какой-то цирюльник, который живет в Черниковке. Я не помню, как его зовут; но достоверно известно, что он, вместе с одною повивальною бабкою, хочет по всему свету распространить легализм, профсоюзничество и буржуазный прогрессизм... Оппортунисты ! Только я спасу человечество от гибели ! А фиолетовая туча кипит и накатывается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф — и орошает почву сухим дождиком коллективистких брошюрок....


Тут советник Попов проснулся, будто от толчка, и пробормотал: "Приснится же такое ! Ну и мерзость... Говорили мне: не читай на ночь опусы этих... калек — тихуев....

Впрочем, два тихих калеки способны повредить только приснившись кому-то.. Разве они, при всей своей бессильной ярости и тупых угрозах «убирать с дороги» несогласных, «попирать ногами» скептиков, «сжигать живьем» инакомыслящих — могут что-либо реальное ? Что на них негодовать-то ? Как говорила Alice from Wonderland: «Вы ведь, всего навсего, колода карт.» Дурилки картонные.

Салтычихин-Нещадов