160 Бастиа, Фредерик (1801 -- 1850) -- французский экономист, сторонник манчестерской школы. Главное сочинение Бастиа "Harmonies economiques" представляет собой апологию буржуазного экономического строя. Он считает неверным положение об антагонизме классовых интересов и неизбежно прогрессирующем неравенстве. По его мнению "экономические интересы, предоставленные самим себе, стремятся к гармоническим комбинациям, ко все большему перевесу общественного блага".
161 Эпиктет -- греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него: в его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную свободу и счастье.
162 Молинари, Густав де (1819 -- 1912) -- бельгийский экономист, последователь манчестерской школы.
163 Лао-Тзе или Лао-Цзы (род. в 604 г. до нашей эры) -- основатель даосизма или таосизма -- одной из трех господствующих в Китае и официально признанных религиозно-философских систем. Основное понятие системы Лао-Тзе выражается по-китайски словом "тао" -- что означает мировой порядок, разумный путь, всюду проявляющийся и направляющий человеческую деятельность. Сущность "тао" раскрывается только человеку, освободившемуся от всяких стремлений и желаний. Погружение в "тао" и есть бессмертие. Все, что находится вне "тао", -- суетно и ничтожно, телесный мир есть только источник страданий. Только отвернувшись от внешнего мира можно познать "тао". Отсюда вытекает проповедь непротивления злу. Впрочем, Лао-Тзе не требует полного устранения от общественной жизни, нужно только внутренне освободиться от внешнего мира, поборов в себе страсти и творя одно добро.
164 Фридрих II, король прусский (1712 -- 1786) -- один из главных представителей "просвещенного абсолютизма", идея которого была ему внушена Вольтером. "Философ на троне", последователь рационалистической философии XVIII века, он ограничил свои прогрессивные убеждения областью отвлеченных идей, на практике же следовал старым деспотическим традициям Гогенцоллернов. Свое отношение к философии он очень удачно определяет следующими словами: "Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и рассудительные воззрения". В одной из своих статей, направленных против войны ("Одумайтесь!", 1904 г.), Толстой приводит такое изречение Фридриха II: "Если бы мои солдаты начали думать, ни один не остался бы в войске".
165 Исаия -- ветхозаветный пророк. В статье, направленной против войны ("Одумайтесь!", 1904 г.) Толстой приводит один из обличительных текстов этого пророка (Исаия, гл. IX, ст. 2 -- 4, 6 -- 10).
166 Гардуэн (Hardouin) -- современный Толстому журналист, цитируемый им в той же статье.
167 Конфуций (Кун-фу-цзы, род. в 552 г. до нашей эры) -- китайский моралист, учивший, что нравственное самоусовершенствование есть необходимое условие для сохранения и укрепления семьи и государства. Современный ему политический строй феодально-императорского Китая Конфуций считал единственной идеальной формой государственной организации. В XI в., в связи с проникновением в Китай иноземных влияний, учение Конфуция было дополнено натур-философскими умозрениями. С этого времени оно приобрело исключительное значение в умственной и политической жизни Китая.
168 Гарпаг -- министр мидийского царя Астиага (в VI веке до нашей эры). По рассказу Геродота, Гарпаг получил от Астиага приказ убить Кира и за неисполнение этого приказа был подвергнут страшной каре -- Астиаг угостил его мясом его собственного сына.
169 Маркиз Лафайэт -- французский политический деятель (1757 -- 1834), принимавший активное участие в борьбе американцев за независимость (1775 -- 1783). Во главе добровольческого отряда он отправился в Америку и принимал участие в военных действиях против англичан. Возвратившись во Францию в 1779 г., он энергично способствовал вмешательству Франции в войну и участвовал в разработке плана военных действий. Это доставило ему огромную популярность в Северо-Американских Штатах, где многие города и местечки названы его именем. Во Франции Лафайэт был в 1787 г. избран от дворянства в генеральные штаты и одним из первых перешел на сторону третьего сословия. Его проект декларации прав был положен Учредительным Собранием в основу "Декларации прав человека и гражданина". Однако, вскоре Лафаэйт сделался противником дальнейшего роста революционного движения и главное свое внимание устремил на защиту короля и его семьи. После падения монархии он был вынужден бежать за границу. Вернувшись во Францию после падения Робеспьера, он продолжал свою политическую деятельность в качестве представителя либеральной партии.