120 Ignorabimus (по-латыни -- "не будем знать") -- заключительное слово речи известного немецкого физиолога Дю-Буа-Реймона (1816 -- 1896) "О пределах познания природы" ("Ueber die Grenzen der Naturerkenntniss", Лейпциг 1872 г. и 1898 г.). Это изречение выражает ту мысль, что в познании природы человек может дойти только до известной границы, за которой лежит область абсолютной тайны. Философская точка зрения, признающая существование абсолютных границ для человеческого познания, называется агностицизмом. Агностиком был, напр., Спенсер (см. прим. 105).

121 Золя, Эмиль (1840 -- 1902) -- французский романист, глава натуралистической школы. Созданный им новый литературный жанр Золя называет "экспериментальным романом", желая этим подчеркнуть, что в своем художественном творчестве он пользуется научным методом точного наблюдения и объективного описания. В длинной серии романов, в которых изображается история семьи Ругон-Макаров, Золя развернул широкую картину разложения буржуазного общества в эпоху второй империи Наполеона III. Эти романы, претендующие на строгую "объективность", проникнуты в действительности глубоко-пессимистическим настроением. Только в последних произведениях Золя (романы "Плодородие", "Справедливость", "Труд") взор писателя обращается от безотрадного настоящего к более светлому будущему человечества.

122 Немоевский -- польский поэт и драматург, автор рассказов из жизни рабочих и "Легенд", трактующих в рационалистическом духе евангельские сюжеты. Немоевский был одним из организаторов движения свободомыслящих в Польше.

Впоследствии он стал вождем так называемого "прогрессивного антисемитизма" и во время германской войны обличал евреев, как врагов русской ориентации.

123 Струве, Петр Бернгардович (род. в 1870 г.) -- один из крупных политических вождей русской буржуазии, начал свою политическую карьеру в качестве марксиста и в начале 90-х годов активно участвовал в идейной борьбе с народниками. В 1898 г. Струве составил знаменитый манифест I съезда РСДРП, но уже через два года выступил критиком марксизма и социал-демократии. В политической экономии он критикует теорию трудовой ценности, в социологии и философии -- материалистическую диалектику. До 1905 г. Струве является лидером союза радикальных интеллигентов с либеральными земцами; в годы столыпинской реакции становится идейным вождем империалистической буржуазии. Он ратует за союз науки и капитала и клевещет на революционное прошлое русской интеллигенции. После революции 1917 г. Струве становится определенным контр-революционером, занимает пост министра в правительстве Врангеля. В настоящее время издает в Париже монархическую газету "Возрождение".

124 Шефле (1831 -- 1903) -- немецкий экономист, катедер-социалист (сторонник социальных реформ на почве существующего экономического строя). Противник социал-демократии.

125 Фихте, Иоганн Готлиб (1762 -- 1814) -- известный немецкий философ, создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта, из которой он устраняет идею вещей, существующих независимо от субъекта, и пытается диалектически вывести все содержание знания из деятельности познающего "я". В своих этических воззрениях Фихте исходит из необходимости добровольного ограничения свободы каждого лица для создания возможности совместного существования множества самоопределяющихся существ. Фихте имел большое влияние на выработку философских взглядов Лассаля. Большую роль в политической жизни Германии и в возникновении германского освободительного движения начала XIX столетия сыграли "Речи к немецкому народу", читанные Фихте в берлинской Академии в 1807 -- 1808 г.г., когда Германия была занята войсками Наполеона.

126 Лассаль, Фердинанд (1825 -- 1864) -- немецкий социалист, один из основателей немецкой социал-демократии. Историческая заслуга Лассаля заключается в том, что он вырвал германский рабочий класс из-под влияния либералов и своей энергичной агитацией побудил рабочих к организации самостоятельного "Всеобщего Германского Рабочего Союза" (1863).

В области теории Лассаль хотя и считал себя учеником Маркса и Энгельса, однако значительно отклонялся от их мировоззрения. Так, исходя из неправильного понимания законов, которыми регулируется заработная плата, он выдвигал, как панацею от зол капиталистического общества, производительные рабочие товарищества, субсидируемые государством. С другой стороны, Лассаль придавал преувеличенное значение всеобщему избирательному праву. Отношение Лассаля к историческому материализму Ф. Меринг характеризует следующим образом: "От исторического материализма идеализм Лассаля отличался тем, что Лассаль воспринимал условия и законы пролетарской классовой борьбы не в их экономической наготе, а переводил их предварительно в идеалистические формы мышления и притом в те идеалистические формы мышления, которые больше всего были характерны для буржуазного века -- формы философии права" (Ф. Меринг. "История германской социал-демократии". Москва. 1906 г. Т. II. Стр. 248 -- 250.)

Лассаль оставил после себя целый ряд крупных научных трудов и печатных речей: "Гераклит Темный" -- исследование в области греческой философии; "Система приобретенных прав" -- философско-правовое исследование; "Бастиа-Шульце" -- экономическое исследование. Речи: "Сущность конституции", "Программа работников". После смерти Лассаля его приверженцы, лассальянцы, слились с эйзенахцами-марксистами на съезде в Готе в 1875 г. и образовали единую германскую социал-демократическую партию.

127 Мюнхгаузен -- автор многочисленных рассказов, в которых описываются совершенно невероятные приключения. Наиболее характерным для баснословных приключений Мюнхгаузена является полное противоречие их с законами природы и здравого смысла, при отсутствии элементов мистики и вмешательства сверхестественных сил.

128 Паульсен, Джон (род. в 1851 г.) -- норвежский писатель, автор многочисленных, но не имевших успеха романов. Паульсен познакомился с Ибсеном в Мюнхене в 1876 г. и получил через его посредство от стортинга (норвежский парламент) литературную субсидию, давшую ему возможность прожить некоторое время в Риме, Париже и Берлине.

129 Шмоллер (род. в 1838 г.) -- немецкий экономист, представитель историко-этической школы в политической экономии. Последователи этой школы выступают против манчестерской системы и требуют целого ряда экономических реформ для смягчения существующих классовых противоречий.


<<ССЫЛКИ 110--119 || Содержание || ССЫЛКИ 130--139>>