90 Буренин, Виктор Петрович (род. в 1841 г.) -- с 1876 г. член редакции и фельетонист "Нового Времени", литературный критик. В своих статьях ожесточенно травил писателей прогрессивного лагеря, не брезгая при этом самой низкой и бессовестной клеветой.

91 П. Я. -- один из псевдонимов известного писателя-народника Петра Филипповича Якубовича-Мельшина (род. в 1860 г.). Под этим псевдонимом Якубович выступал как поэт. Он начал свою литературную деятельность в 1887 г., печатая свои стихотворения в различных периодических изданиях. Впоследствии сотрудничал главным образом в "Русском Богатстве".

В 1884 г. П. Я. был заключен в Петропавловскую крепость; в 1887 г. по процессу Лопатина был приговорен к смертной казни, которая была ему заменена каторгой, откуда он вернулся лишь в 1899 г. Впечатления, вынесенные им из жизни на каторге, художественно воспроизведены в его известных очерках "В мире отверженных".

В поэзии П. Я. преобладают гражданские мотивы, изображение народного горя, призыв к борьбе за освобождение народа и к отказу от личного счастья во имя этой борьбы.

92 Минский, Н. (Н. М. Виленкин, род. в 1855 г.) -- поэт и мистический писатель. Его первые стихотворения были написаны на "гражданские темы". В 1889 г. Минский выпустил книгу "При свете совести", где в напыщенной форме изложена его "теория" мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека "небытие", "внежизненная правда", "внесуществующее и непостижимое" и так далее в этом роде (мэ он значит по-гречески не сущий).

В 1900 г. он вместе с Мережковским, Гиппиус и Розановым основывает в Петербурге Религиозно-Философское Общество.

В 1905 г. Минский, как и большинство интеллигентов, "сочувствовал" революции и социал-демократии и даже был номинальным редактором легальной большевистской газеты "Новая Жизнь". После поражения революции Минский становится одним из главарей русского декадентства и символизма, проповедует культ красоты и наслаждения и объявляет войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред "чистоте" художественного творчества.

93 Катков, М. Н. (1818 -- 1887) -- известный реакционер. В молодости участвовал в кружке Станкевича, был особенно близок с Бакуниным и Белинским. В 1840 г. уехал за границу, где занимался преимущественно философией. Постепенно он превращается в умеренного либерала, в связи с чем наступает резкий перелом в его отношениях с Бакуниным и Белинским. По приезде в Россию Катков в течение нескольких лет читает лекции по философии в Московском университете. Впоследствии становится редактором "Московских Ведомостей". С 1856 г. редактирует журнал "Русский Вестник", в котором занимает сначала умеренно-либеральную, а затем все более реакционную позицию. Во время жестокого усмирения польского восстания 1863 г. Катков уже целиком оправдывает политику царского правительства. С этого времени он отбрасывает последние остатки своего былого либерализма, становится открытым реакционером и ведет систематическую борьбу с "крамолой".

В 80-х годах Катков вместе с Победоносцевым является представителем самой беспощадной дворянской реакции. Вплоть до самой смерти он редактировал "Московские Ведомости", которые под его руководством сделались органом крайнего консерватизма.

94 Грингмут (1851 -- 1907) -- известный реакционер, редактор "Московских Ведомостей", в которых он начал сотрудничать еще с 1880 г. С 1896 г. и до самой смерти он был несменяемым редактором-издателем этой газеты. Во время революции 1905 г. Грингмут, на страницах "Московских Ведомостей", систематически призывал к еврейским погромам и к решительному противодействию революционному движению. Не ограничиваясь литературной деятельностью, он лично принимал самое активное участие в создании черносотенных организаций в Москве и по праву считался главой московских погромщиков.

95 "Слово и дело" или "государево слово и дело" -- старинная русская формула "извета", т.-е. доноса о государственном преступлении. Донос играл значительную роль в древне-русском процессе по государственным преступлениям. "Слово и дело" было отменено только указом Петра III в 1762 г.

96 Сомнамбулизмом -- называется такое состояние, когда человек способен во сне совершать ряд действий, иногда, повидимому, неосмысленных, иногда же направленных к определенной цели. Сомнамбулизм может проявляться не только ночью, но и днем. Действия, совершаемые в состоянии сомнамбулизма, носят автоматический характер, и воспоминание о них при пробуждении исчезает.

97 Джаншиев, Г. А. (1851 -- 1900) -- историк и публицист либерального направления, автор книги по истории реформ царствования Александра II -- "Из эпохи великих реформ". Пользовался большим авторитетом в либеральных кругах.

98 Либкнехт, Вильгельм (1826 -- 1900) -- вождь германского рабочего класса, один из основателей германской социал-демократической партии. Либкнехт начал свою политическую деятельность участием в революционном движении 1848 г. После нескольких лет эмиграции, в течение которых он в Лондоне сблизился с Марксом и Энгельсом и стал их последователем, он в 1862 г. вернулся в Германию и с тех пор непрерывно, до самой своей смерти, стоял во главе рабочего движения, представляя в нем еще до основания социал-демократической партии марксистское течение.

В 1868 г. он основал в Лейпциге газету "Demokratisches Volksblatt", которая в 1869 г. была переименована в "Volksblatt". Газета была закрыта в 1878 г. В 1890 г. Либкнехт стал во главе редакции центрального партийного органа, выходившего в Берлине под тем же названием.

В 1874 г. Либкнехт был выбран в германский рейхстаг, в котором он с небольшими перерывами оставался до самой смерти.

Либкнехт принадлежал к левому течению в социал-демократии и вел борьбу с ревизионизмом в ее рядах.

99 "Московские Ведомости" -- реакционная газета, основанная в 1756 г. С 1855 г. по 1860 г. и с 1863 по 1887 г. редактировалась Катковым. От других реакционных газет отличалась большей решительностью и последовательностью. Ее лозунгами были -- православие, самодержавие, народность. С 1905 г. становится -- под редакцией Грингмута -- официальным органом монархической партии и ведет систематическую травлю революционных рабочих, интеллигенции и евреев, открыто призывая к погромам.


<<ССЫЛКИ 80--89 || Содержание || ССЫЛКИ 100--109>>