70 Боборыкин, П. Д. (род. в 1836) -- известный беллетрист. Критика назвала его романистом-хроникером, "отметчиком" целых полос общественной жизни. Так, он отметил нарождение капитализма в русской жизни, расцвет буржуазии, появление нового типа "оевропеившегося" купца, с новым культурным обличием и старым звериным нутром. Этой полосе русской жизни посвящены его романы "Дельцы", "Китай-город", "Перевал", "Василий Теркин".

71 Манчестерское направление -- в экономической политике требует безусловного невмешательства государства в хозяйственную жизнь, торговлю и промышленность. Манчестерская школа возникла в Англии в период борьбы против ввозных пошлин на хлеб и получила свое название от основанной в 1838 г. в Манчестере "Лиги борьбы против хлебных законов". Агитация против хлебных пошлин явилась выражением борьбы промышленной и торговой буржуазии против крупных землевладельцев.

"Экономический указатель" -- журнал, издававшийся с 1857 г. в Петербурге проф. И. В. Бернадским, экономистом манчестерской школы.

72 Фойницкий, И. Я. (род. в 1847 г.) -- известный русский криминалист, профессор Петербургского университета, основатель юридического общества при Петербургском университете.

73 Дриль, Д. Е. (1846 -- 1910) -- русский криминалист, автор работ по вопросам трудовой помощи и защиты малолетних. Его главные труды: "Меры к оздоровлению общества", "Бродяжество и нищенство и меры борьбы с ними", "Ссылка во Франции и России".

74 Васильев, Аф. В. (род. в 1851 г.) -- славянофил, богослов, основатель общества "Соборная Россия".

Каблиц, О. И. (Юзов) (1848 -- 1893) -- публицист-народник. В "Основах народничества" восставал против притязаний интеллигенции навязывать народу новые формы быта. Такие писатели, как Михайловский, были в его глазах "либеральные будочники".

Введенский, Арс. И. (1844 -- 1909) -- критик и библиограф, сотрудник "Нового Времени". Часть статей его издана отдельно под названием "Общественное самосознание в русской литературе".

Аксаков, Н. П. (1848 -- 1909) -- богослов, историк и исследователь церковного права. Писал в патриотических и духовных журналах по церковным вопросам; выступил с критикой известной книги шлиссельбуржца Н. Морозова "Откровение в грозе и буре" (история возникновения Апокалипсиса) в статье под заглавием "Беспредельное невежество и Апокалипсис".

Розанов, В. В. (1856 -- 1918) -- публицист, автор многочисленных статей, главным образом, по вопросам семьи и церкви. В 1900 г. вместе с Мережковским, Гиппиус и Минским основал в Петербурге Религиозно-Философское общество.

75 Дарвин, Чарльз (1809 -- 1882) -- великий английский естествоиспытатель, открывший новую эру в области биологических наук своим учением о постепенном развитии органических форм путем естественного подбора.

Учение Дарвина вызвало сильные нападки со стороны религиозных кругов и всякого рода "охранителей", так как теория развития противоречила христианскому учению о сотворении мира в семь дней и устраняла участие бога в мировом процессе. Кроме того, выдвинутый Дарвиным принцип борьбы за существование подрывал основы лицемерной буржуазной морали. Как показал недавний "обезьяний процесс" в Америке, гонение на учение Дарвина продолжается и до сих пор.

76 Кант, Иммануил (1724 -- 1804), -- знаменитый немецкий философ и ученый. В своем главном труде "Критика чистого разума" Кант пытался обосновать непознаваемость сущности вещей (вещи в себе). С точки зрения Канта, наше знание обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приемами нашего ума. Этой постановкой вопроса Кант положил начало новому направлению в философии, так называемому "критическому идеализму". В своем втором крупном труде "Критика практического разума" Кант проводит ту мысль, что о вещи в себе, которая недоступна для нашего теоретического познания, мы можем делать те или другие высказывания на основании требований нашего "нравственного сознания". Таким образом Кант пытается оправдать веру в бога, в бессмертие души, в свободу воли -- как в такие истины, которые хотя теоретически и недоказуемы, но должны быть признаны в качестве необходимых предпосылок нравственной жизни.

Основной нравственный закон (категорический императив), который, по мнению Канта, имеет всеобщий и вневременный характер, заключается в признании абсолютного достоинства за каждой человеческой личностью. С этой стороны философия Канта была протестом против отношений зависимости феодального режима, угнетавшего человеческую личность. Кант является, таким образом, в своей этике идеологом восходящей буржуазии.

Кант был не только философом, но и крупным ученым. Он один из первых разработал научную теорию образования солнца и небесных светил, совпадающую в существенных чертах с теорией Лапласа.

Критику философского учения Канта см.: у Аксельрод (Ортодокс) "Философские очерки", Плеханова "Критика наших критиков" и др. сочинения, Каутского -- "Этика и материалистическое понимание истории".

77 Гиляров, Алексей Никитич (род. в 1856 г.) -- профессор Киевского университета, философ метафизического направления, исследователь и почитатель философии Платона.

78 Положительные (для своего времени) типы русской литературы -- это помещик Костанжогло, одно из действующих лиц 2-й части "Мертвых душ" Гоголя, Штольц в "Обломове" Гончарова и Соломин в тургеневской "Нови".

Костанжогло -- помещик-делец, имения которого постепенно обрастали фабриками и заводами и которому "всякая дрянь даст доход".

Штольц -- благоразумный и уравновешенный человек, дисциплинированный работник, хорошо ведет свое и чужое хозяйство и быстро и верно богатеет.

Соломин -- после неудачно окончившихся революционных попыток умно и счастливо избегает их последствий для себя, организует на артельных началах фабрику в Перми и, не задаваясь широкими планами, спокойно делает свое "дело".

79 Джером К. Джером (род. в 1859 г.) -- английский писатель-юморист. Многие из его рассказов были переведены на русский язык и имели у нас большой успех.


<<ССЫЛКИ 60--69 || Содержание || ССЫЛКИ 80--89>>