Маляры

О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел,
— Ты слышишь крик поэта Марциала:
«Разбой! Грабеж! Меня он перевел!..»
P.Бернс

Когда-то давно, Брехт любил обзывать Гитлера «Маляром». И то правда — художник неудачник. Но думаю, что было в этом прозвище и что-то более глубокое. «Маляр» замазал черной краской очень много: традиции рабочего движения, авангардное искусство, наконец, евреев, коммунистов, гомосексуалистов. Они просто исчезли с пестрой картины германского социума.

Теперь эпоха маляров наступила у нас. Они раскрасили Штирлица! Люди, вроде Добродеева и Любимова, протершие своими жопами множество руководящих кресел в самых разных офисах Останкино, освоившие огромные суммы, выделяемые им на пропаганду «бога, царя и отечества» в течении двух десятилетий, не придумали ничего лучшего как раскрасить и обкромсать культовый сериал советского телевидения «Семнадцать мгновений весны».

Детям, еще не умеющим в силу своего малолетства рисовать, дают картинки-раскраски, чтобы они могли реализовать свои творческие потребности в столь упрощенной форме. Объясняется это, разумеется, тем, что был «неформат» и показывать его «крутой» телеканал, да еще в прайм-тайм никак не мог, а теперь раскрашенный в модные цвета, на пятую часть укороченный (чтобы влезло больше рекламы), с обрезанными 15% кадра (те у кого нет плазменной панели — не люди) он стал «форматом» и «Россия» его с гордостью покажет. Удовольствие стоило налогоплательщикам 3000 долларов за минуту.

На протяжении многих лет телевидение пытается доказать, что теперь все лучше, чем было в СССР. Телевидение тоже. Увы. Патриотические сериалы клепают по десять штук в год, а создать что-нибудь способное конкурировать с «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Майор Вихрь» не получается. Нет мастерства. Нет школы. Нет идейного стержня вокруг которого можно было бы поднять фильм. Единственный стоящий сериал, снятый за эти 20 лет — первые выпуски «Улиц разбитых фонарей». Одна беда, снят он давно, не в Останкино, Россию не прославляет. Чиновников, депутатов и генералов выставляет в дурном свете. Сила-то какая, если честно показать, то, что есть вокруг. Они бы его давным-давно сняли с ротации, да заменить нечем.

Показывать старые советские фильмы нельзя — потому, что коммунистическая пропаганда. Да и потуги Путинского агитпропа, выглядят на их фоне совсем жалко. Не показывать? Негосударственных каналов сейчас множество, и фильмы эти они показывают с большой охотой, отбирая, к тому же, у «тяжеловесов» солидный кусок рекламного пирога. Если нельзя остановить движение, его надо возглавить. Хорошенько выхолостив.

Даже искажение эстетики соцреализма вызывает возмущение. А прямая политическая цензура? Во 2-й серии колоризованной версии 2009 года убрали антиклерикальные пассажи, затрагивающие церковь. Например (начиная с времени от начала серии 32:48), из диалога пастора Шлага с Клаусом исчезли отмеченные фрагменты:

— Хмм, прекрасно… Вы знаете, пастор, вам бы в Рим, трибуном. Но и здесь я вас ловлю за руку. Да! Значит, по-вашему, обличать в человеке низменное, ужасное, возможно?

— Безусловно. Но не врожденное, а привнесенное.

— Прекрасно. Так вот, до ареста я был журналистом, я вам об это рассказывал. И вот мои корреспонденции запрещали нацисты и церковь одновременно.

— Что касается церкви, она, очевидно, была против вас, потому что вы неверно трактовали человека. Слишком жестоко, что ли…

— Нет, я не трактовал человека! Я показывал миру воров и проституток! Так вот, гитлеровцы считали это клеветой на высшую расы, а церковь — клеветой на человека.

(Цитируется по ru.wikipedia.org)

Понятно, что власть воспринимает это как пробный шар — сойдет — начнется тотальная чистка культурного наследия Советского Союза. Конечно, попам, отождествление нацизма и церкви неприятно. Правда глаза колет. Сотрудничество и католической церкви, начиная с Папы Римского, и протестантской и православной (на оккупированных территориях) — подтвержденный документально факт. И сошлись они именно на почве антикоммунизма. А теперь к ним примкнули руководители «России».

В антикоммунистической вакханалии, попы — авангардный отряд. Им аргументы и факты не нужны. У них клир и вера. Что патриарх сказал — в то и верят. Обычно получается реакционный бред. И в этот раз так получилось. Но им не привыкать. Так, что замазывать нашу культуру они будут отчаянно. Только не получится у них ничего. Их эстетика так омерзительна, что большинство будет смотреть старые ленты с DVD или из интернета. Стариков только жалко.

Иван Лох
1917.com