Студенческий бунт готовит профессура

В минувший вторник ректор Санкт-Петербургской консерватории композитор Александр Чайковский собрал в Доме журналиста круглый стол, где при поддержке своих коллег — профессоров российских музыкальных вузов — резко негативно отозвался о грядущей реформе высшего образования. Рассказывает ВЛАДИМИР РАННЕВ

«Если реформу примут и в отношении творческих вузов — я покину свой пост», — заявил Александр Чайковский, отказываясь в таком случае «заниматься профанацией». Участники круглого стола — профессора и заведующие кафедрами десятка российских консерваторий и институтов искусств — единодушно поддержали петербургского коллегу, поэтому за отсутствием оппонентов обсуждение превратилось в одностороннюю критику планов Министерства образования по реформированию российской высшей школы. Основной аргумент господина Чайковского — специфика музыкального образования несовместима с внедряемой Минобразования двухуровневой системой, утвержденной Болонской конвенцией: три года бакалавриата и два года магистратуры. Минобразования увязывает принятие Россией Болонской конвенции и введение новой вузовской схемы обучения с претензиями России на скорейшее вступление в ВТО. Но, как известно, далеко не все страны — члены ВТО практикуют у себя эту систему, или используют ее избирательно. Так, система музыкального образования в Германии, заимствованная некогда Антоном Рубинштейном для российских консерваторий, до сих пор игнорирует Болонскую образовательную конвенцию, что не мешает стране членствовать в ВТО. Да и в США, где эта система общепринята, за музыкальными вузами оставлено право на особые схемы обучения.

Новая двухступенчатая иерархия учебного процесса разрушит, по мнению ректора Санкт-Петербургской консерватории, отлаженную машину производства музыкальных кадров, успешно функционирующую еще с советских времен и сумевшую пережить катастрофический отток лучших профессионалов за пределы России в 1990-е годы. Господин Чайковский настаивает на отмене реформаторских планов в отношении не только консерваторий, но и вообще творческих вузов — театральных и балетных училищ, академий художеств. «Кто такой пианист-бакалавр? А оперному певцу что с таким званием делать? Какая полуэкстерновая магистратура может быть полезна балерине?» Особое раздражение господина Чайковского вызвали планы реформировать систему музыкальных спецшкол-интернатов — колыбель и кузницу звезд советской исполнительской школы. Руководителю старейшей российской консерватории есть за что переживать. По его мнению, реформа уничтожит как раз ведущие лейблы российского музыкального истеблишмента, к числу которых относится и его вуз. «И породит массу среднекачественных академий и колледжей, основным критерием успеха которых станут отчисления от платных студентов в налоговую инспекцию». Итогом дружного негодования собравшихся в Домжуре профессоров стало обещание объявить всероссийскую забастовку и выйти на улицы вместе со своими студентами, если Минобразования проигнорирует протесты творческих вузов.


kommersant.ru