...каждый прибудет на эту встречу с тем, что у него есть: с пленкой, клипом, картиной, театром, фильмом, видео, цирком, канатом, чем угодно. Иначе говоря, вы можете выступить с документом, песней, картиной, спектаклем... или просто представить на встрече, как доклад, свое сердце.
Редакционная статья французской газеты Le Monde от 13 ноября начиналась серией риторических вопросов: Какая партия во Франции способна сегодня собрать в течение пяти дней 50 тысяч активистов, умелых и изобретательных, готовых участвовать в сотнях конференций и рабочих ателье, в многочисленных праздниках, манифестациях, представлениях и спектаклях? Есть ли партия, способная привлечь к своей политической акции десятки, а то и сотни ассоциаций, профсоюзов, неправительственных организаций и политических клубов, собрав их не только со всех концов Франции, но и со всего мира? Газете, как и читателю, совершенно очевидно, что такой партии во Франции или любой другой западноевропейской стране сегодня не существует. Все же столь масштабное политическое действо было организовано. Речь идет о прошедшем в Париже 12-15 ноября Европейском социальном форуме, организованном движением альтерглобалистов.
Непрерывный рост движения альтерглобалистов, его интернациональный характер уже стали факторами, определяющими политический пейзаж большинства индустриально развитых стран. Несмотря на политическую, социальную и идеологическую пестроту движения, объединенного растущим недовольством процессами «глобализации», оно воспринимается как антикапиталистическое, интернациональное и левое. «Учрежденное» в бразильском Порто Алегре несколько лет назад, оно окрепло в манифестациях протеста, традиционно сопровождающих каждую значимую встречу сильных мира сего, будь то регулярные саммиты мировых политических и экономических элит в Давосе или встречи в формате G8. Альтерглобализм стал неожиданной проблемой не только для международных политических и экономических элит, но также для традиционных политических партий, поскольку поставил под сомнение саму демократическую систему, оселком которой является партийная репрезентация.
Более чувствительными к угрозе со стороны альтерглобализма пока что являются партии левого толка, прежде всего — социал-демократы, зеленые и коммунисты. Правые партии пока спокойны, ведь разлагается и дезорганизуется, по их мнению, именно электорат их конкурентов. Факт организации Социального форума во Франции застал французских социалистов врасплох. Они уже со времен прошлых президентских выборов находятся в чрезвычайном замешательстве, поскольку были вынуждены поделить свой электорат с крайне правыми и левыми партиями. До сих пор предметом их особых забот было выдавливание их с левого фланга партиями вроде троцкистской Лиги коммунистов-революционеров, возглавляемой почтальоном Оливье Безансно, или Лигой рабочих во главе с харизматичной, но уже стареющей французской «пассионарией» Арлетт. Именно эти две партии «отхватили» у социалистов десять процентов голосов на последних президентских выборах. Но появление на национальной политической сцене мощного движения альтерглобалистов может окончательно сбить с толку традиционный электорат социалистов и дезорганизовать партию.
На недавнем коллоквиуме, посвященном глобализации, первый секретарь социалистов Франсуа Олланд попытался обозначить позицию своей партии по отношению к предстоящему Социальному форуму и альтерглобалистам. Немного покривив душой, он солидаризировался с ними, сказав, что «социалисты изначально противостояли глобализации», что нынешнее поколение партийных активистов «продолжает ту же борьбу, что вели их предшественники». В то же время он выделил три ограничения, препятствующие полноправному сотрудничеству с лево-радикальным движением. Во-первых, социалисты не собираются «отстаивать национализм и суверенизм во имя альтерглобализма». Во-вторых, они не собираются «слишком долго оставаться в оппозиции» и, в отличие от альтерглобалистов, будут бороться за политическую власть. В-третьих, социалисты будут выступать за реформирование международных институтов: левые радикалы, как он обозначил альтерглобалистов, «хотят не изменения мира, но организации вражды». Общая озабоченность социалистов проявилась в том, что в работе Социального форума приняли участие лишь представители парижских организаций партии. [Хотя конкуренция с альтерглобалистами угрожает другим левым партиям, в частности, коммунистам и зеленым, последние все же проявили больше проворства. Французские коммунисты организовали ежедневное специальное издание, приуроченное к Форуму. Лига коммунистов-революционеров на время преобразовала свой еженедельник в ежедневное издание, которое раздавали на Форуме в день по 20 тыс. экземпляров бесплатно.] Ведь именно «скромного, но легитимного места» в этом движении требовал Ф.Олланд.
Альтерглобалисты являются действительно необычным политическим массовым движением, с которым традиционным партиям чрезвычайно сложно выстраивать отношения. Это движение можно было бы назвать политической организацией нового типа, хотя некоторые организационные формы отдаленно ассоциируются со студенческим протестным движением 68-го года. Альтерглобалисты совершенно сознательно выстраивают неиерархические формы организации, резонно полагая, что иерархия требует единообразия, игнорирует «частности» и различия, а тем самым способна отсечь многих естественных и потенциальных противников современной глобализации. Властям трудно организовать с ними диалог или переговоры, поскольку нет организационного ядра или центра. Движение не имеет внутренней точки референции. Оно направлено к чему-то другому — к тому, что оно стремится разрушить.
Альтерглобализм — это своего рода «сообщество слияния», имеющее ярко антифундаменталистский характер, хотя в принципе оно допускает участие в своих рядах представителей политического, религиозного или гендерного фундаментализма. Здесь можно найти троцкистов и маоистов, националистически настроенных крестьян и студентов, которым ближе культура космополитизма, геев и лесбиянок, представителей профсоюзов трудящихся и маргинальную братию наркоманов. Их слияние в единое сообщество не продиктовано никаким фундаментальным, оригинальным или идентитарным отличием, но скорее сознанием собственной маргинальности и неполноценности перед лицом нового глобального порядка, который они воспринимают как организованный эгоистическим меньшинством суицидальный хаос. У альтерглобалистов есть четкое различение между политической оппозицией и сопротивлением: первая противостоит правительствам и представлена политическими партиями, вторая — власти. Глобализация, породившая множество миноритарных сообществ, лишенных надежды на репрезентацию в рамках традиционной многопартийной системы, стимулировала развитие новой стратегии фронтального сопротивления, которая будто бы выстроена на основе фукианского понимания диффузной природы власти. Именно в сетевой, рыночной и децентрированной системе глобального господства заложена порождающая движение альтерглобалистов схема.
Альтерглобалистское движение предпочитает карнавальные формы политических акций. Их форумы проходят в обстановке случайной и счастливой встречи, праздника, расшатывающего принятые социальные и политические формы, когда каждый, вне зависимости от пола, класса, возраста, национальной принадлежности или культуры, может завязать товарищеские отношения с первым встречным. Они создают «потешные» армии и собственную полицию, которая либо занимается предотвращением провокаций, либо нападает на полицейские кордоны, охраняющие деловую атмосферу официальных международных саммитов. Спонтанность коммуникации и фестивальность, организующие движение, придают ему черты народного фольклора и поэтическую привлекательность.
Попытки властей и политических партий создать условия для серьезного диалога с этим массовым движением заранее обречены на провал, поскольку маскарад и карнавал новой политической культуры альтерглобалистов выставляет всякий серьезный отклик или жест как дебильный. С точки зрения политического «здравомыслия», у альтерглобалистов есть две странности. Первая связана с отношением к вопросу о власти, которую они не хотят ни брать, ни осуществлять. Это выглядит иррациональным, поскольку, как им указывают серьезные политики и «рациональные» критики, подобная позиция опасна тем, что со временем движение может утратить кредит доверия. Вторая странность связывается обычно с отсутствием собственного, альтернативного проекта «либеральной глобализации». Традиционному политическому истеблишменту есть от чего прийти в растерянность, ведь не только не ясно, с кем и как вести «серьезный» диалог, но столь же трудно иметь дело с новым и инфантильным мессианизмом, у которого нет никакой четкой программы спасения. Обстоятельное резонерство властей относительно шутовского и маргинального характера альтерглобализма только усиливает эффект карикатурности и порождает впечатление, что правящие элиты расписываются в своем бессилии.
Форумы и прочие мероприятия альтерглобалистов становятся все более частыми и массовыми. Следующий форум предполагается провести уже в январе будущего года в Азии, в Бомбее, а количество активистов должно возрасти до 75 тысяч человек. Знаменательна географическая экспансия и мобильность движения. Организуя свои мероприятия с глобальным размахом, альтерглобалисты способствуют быстрой интернационализации движения. Они вовсе не стремятся разбежаться по своим «национальным квартирам», но, напротив, заявляют о своих поистине глобальных амбициях. Собственное движение они называют «межгалактическим» и приглашают к участию всех тех, «кто организуется в неформальную, горизонтальную и неиерархическую сеть сопротивления». Географическая мобильность альтерглобалистов придает романтическое очарование движению, воплощая мечту моряка и революционера Гарибальди о «плавучей революции», готовой пристать к тому берегу, где революция обещает наибольшие шансы на удачу.
Идеализм альтерглобалистов создал новую политическую динамику, что особенно знаменательно в наше депрессивное для демократии время, когда повсюду в мире наблюдается «структурная» пассивность электората, когда дискредитированы национальные правительства. Альтерглобалисты нащупали в массах волю к мобилизации и обнаружили вкус к социальной утопии, что уже давно не удается ни властям, ни партиям.
Уже сегодня существует целый спектр объяснений столь феноменального успеха альтерглобалистов. Некоторые видят в нем результат неудачи левоцентристских политических партий, в первую очередь — социал-демократических, которым не удалось представить свой собственный и действенный ответ на издержки глобализации. Но идеологический вакуум существует не только на левом фланге, но также и на правом. Ведь идет ко дну не утопическая идея социалистов о необходимости «контроля рынков» посредством «всемирного регулирования», но именно «либеральный проект» глобализации. Скорому торпедированию либерального проекта, безусловно, способствовало избрание президентом США Дж. Буша и последовавшая протекционистская и эгоистическая повестка дня в международной политике: игнорирование правил и регламента международных организаций (ООН, ВТО), предпочтение двусторонних, а не многосторонних способов урегулирования международных проблем. Разумеется, в этот же ряд причин можно поставить и 11 сентября, глобальную войну с терроризмом и войну в Ираке, израильско-палестинский кризис и прочее. Сюда же можно отнести кабальный характер системы защиты авторских прав, в первую очередь — на программное обеспечение и медикаменты. В принципе, перечень причин может быть бесконечным, но именно эта дурная бесконечность причин возникновения альтерглобализма говорит о том, что он представляет по своему генезису явление системное.
Успех альтерглобалистов можно связать также с неверием в эффективность нынешних институтов демократии, причем как на национальных сценах, так и на сцене международной. Если сомнение вызывают такие институты национальных государств, как партии и многопартийность, «свободные» средства массовой информации, рынок и пр., то уж совсем подозрительно выглядят международные представительские и рыночные институты вроде создаваемых органов Европейского сообщества или более традиционных типа ООН или ВТО. Такое массовое и гетерогенное международное политическое движение как альтерглобализм можно представить только в контексте современной глобализации. В этом смысле как само движение, так и формы его организации являются креатурой самой системы. Поэтому если вести речь о преодолении или о победе над альтерглобализмом, то надо говорить о радикальном изменении или об отказе от самой системы. А здесь уже возможны варианты.