20 августа в Тель-Авиве в возрасте 94 лет скончался известный публицист и политический деятель Ури Авнери — самый известный «официальный диссидент» Израиля, аналог Ноама Хомского в США или Роя Медведева в СССР. К его голосу прислушивались официальные лица; за свою долгую жизнь Авнери стал лауреатом бесчисленного числа международных премий и наград, связанных с правозащитной деятельностью.
У Ури Авнери была насыщенная жизнь. Он родился в Германии в семье банкира (его еврейское имя — Хельмут Остерман). После прихода Гитлера к власти родители Авнери эмигрировали в Палестину, где вскоре разорились и впали в нищету. Юноша примкнул к правым террористическим группировкам ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ, которые устраивали теракты против коренного населения Палестины и английских властей. В ходе войны 1948 года Авнери принимал активное участие в боевых действиях.
На тот момент его взгляды носили довольно путаный и непоследовательный характер. С одной стороны, он понимал, что колонисты являются новой «ивритской нацией», которая должна жить в мире со своими соседями в рамках «Семитского сообщества». Но в 1948 году Авнери призывал к тотальной войне и построению Израильской империи, включающей в себя Дамаск и Рабат Амон. Впрочем, подобные «зигзаги» были свойственны сионистам того времени. Даже вождь сионизма Давид Бен Гурион в конце 20-хх годов мечтал ассимилировать палестинских арабов, видя в них потомков древних иудеев, а через 30 лет мечтал о «Третьем израильском царстве».
С 1950 ого по 1993 год Ури Авнери был главным редактором журнала «Ха олам ха зе» («Этот мир»). За 30 лет своего существования журнал получил известность как ведущие «внесистемное» издание страны. На его страницах освящались такие крупные скандалы израильской истории как «дело Лавона» (организация израильскими спецслужбами терактов в Египте против западных учреждений), «дело Кастнера» (организации отправки венгерских евреев в лагеря смерти за спасение лидеров сионистской организации Венгрии), дело о краже археологических находок Моше Даяном.
В 1992 году Ури Авнери создал пацифистскую организацию «Гуш Шалом», которая активно выступала за достижение мирного соглашения с палестинцами. До конца своих дней Авнери вел активную политическую и публицистическую деятельность.
Будучи умным и дальновидным представителем правящей в Израиле ашкеназской аристократии, Авнери понимал необходимость достижения мира с соседями и интеграции страны в ближневосточный регион. В то же время он был слеп в отношении внутренних социальных проблем израильского общества. До конца своих дней он отказывался признавать факты расисткой дискриминации евреев из стран Востока и с негодованием бичевал историков и правозащитников, которые писали об этих давно уже очевидных фактах. Не с меньшей враждебностью он относился к мигрантам из бывшего Советского Союза. «Все они фанатичные националисты и расисты», — писал он об этой группе населения. Публицист, правда, забыл упомянуть, что именно расистская и социал-дарвинистская политика левых либералов толкнула и восточных евреев, и эмигрантов из бывшего СССР в объятия ультраправых.
Смерть Ури Авнери подводит символическую черту под более чем полувековой историей лево-либерального сионизма. Сначала в лету канул социалистический сионизм, сейчас с политической сцены сходят левые либералы. В израильской политике наступает эпоха тотального доминирования правого лагеря, который будет колебаться от либертарианства до религиозного фундаментализма и фашизма.