Женщина — самый угнетенный рабочий

Основа капитализма, закон его жизни — присвоение плодов чужого труда. Но как известно, еще во времена американского рабовладения по вопросу эксплуатации невольников существовали две позиции. Согласно одной, из раба следовало выжимать все силы в предельно короткий срок, пока непосильный труд не сведет его в могилу. Другая доктрина считала такое поведение неоправданным расточительством: в соответствии с ней, использовать раба полагалось с тем расчетом, чтобы он мог прожить (и соответственно, проработать) как можно дольше, сполна окупив затраты хозяина. Эта вторая позиция, с небольшими изменениями, господствует и по сей день. Единственное отличие в том, что сегодняшний пролетарий идет в кабалу совершенно добровольно, принуждаемый не хлыстом рабовладельца, а всего лишь необходимостью не умереть с голоду.

Да и то, впрочем... Сознательность и добровольность движут далеко не всяким трудом — даже в нашем «демократическом» рыночном обществе.

Вы когда-нибудь обращали внимание, как составляются брачные объявления? О чем пишут в них мужчины, и о чем — женщины? Какие-то любопытные люди заинтересовались. И выявили вот какую закономерность. Оказывается, мужчины чаще всего рекламируют свои доходы («менеджер крупной фирмы, з/п 1 500 $»), а женщины — внешние данные («высокая пышногрудая блондинка»). Роли сторон совершенно ясны. Первые — покупатель, вторые — товар. Вся эта узаконенная работорговля называется равноправным браком.

Почему капиталистическое общество принимает существование таких отношений, а точней — почему оно порождает их? На первый взгляд, любое формальное неравенство, в том числе и половое, не является насущной потребностью капитализма. Обычно, говоря о «неравноправии женщин», всякого рода либеральные феминистки имеют в виду исключительно факты трудовой, политической и тому подобной дискриминации по половому признаку. Все это так. Голые цифры подтверждают, скажем, что женская часть человечества, отрабатывая две трети рабочего времени, получает за это всего одну десятую часть заработной платы. Но такой формальный подход не исчерпывает проблемы, более того — лишь затуманивает её. В конце концов, кто в XXI веке — кроме Махмуда Ахмадинежада и ему подобных — будет открыто отрицать равноправие полов? Буржуазные законы защищают женщину от дискриминации, более того — даже предоставляют ей некоторые привилегии. Так что, располагая достаточными познаниями, временем и деньгами, чтобы пройти через 9 кругов буржуазной юстиции, женщина, в принципе, может добиться формального равенства с мужчиной, скажем, в трудовых отношениях (правда, при этом она, скорее всего, будет принадлежать к правящему классу). Но вот что важно: как всегда при капитализме, формальное равенство будет всего лишь прикрытием для фактического неравенства.

И здесь мы приближаемся к самой сути женского бесправия в классовом, эксплуататорском обществе (а ведь оно проявилось с древнейших времен, и дошло до наших дней практически в той же форме). Дело даже не в том, что женщина чисто физически слабее мужчины, и потому их равенство в условиях и оплате труда уже будет неравенством. Ведь при равной трудовой функции женщина расходует больше сил и устает скорей чем мужчина. (Это, кстати, касается и умственных профессий: затхлая конторская работа ослабляет и старит женский организм гораздо сильней чем иные виды здорового физического труда.) Это не главное. Главное в том, что, оценивая, вклад женщины в общественное производство, принято «забывать» о совершенно неоплачиваемой трудовой повинности — домашнем хозяйстве.

Такое положение является не просто «несправедливостью», но жизненной потребностью капиталистической экономики. Через неоплачиваемый женский труд капиталистический класс избавляется от части затрат на воспроизводство рабочей силы. Попросту говоря, рабочий, освобожденный от необходимости готовить, стирать, убирать, покупать, воспитывать детей и т.д., способен произвести гораздо больше и лучше избавиться от усталости после трудовой смены. За чей счет? За счет женщины. Пользуясь трудом многомиллионной армии домохозяек, капиталист получает ту рабочую силу, которая иначе расходовалась бы мужчиной на жизнеобеспечение. В долгосрочной перспективе «срок годности» рабочего, в течение которого наниматель может потреблять его рабочую силу, увеличивается. Соответственно, капитал тратит меньше средств и времени на обучение новых поколений пролетариата, имеет возможность эксплуатировать рабочих в «свободное» время на второй или сверхурочной работе... Выгода огромная!

Говорят: капитализм все меряет на деньги. Это правда. Но в таком универсальном мериле есть свое удобство. Вклад женщины в процесс общественного производства можно также оценить в денежном выражении. Недавно американские специалисты по труду провели такой подсчет. Определив примерный перечень работ, выполняемых рядовой домохозяйкой (в число которых вошли не только повар, няня да горничная, но и психотерапевт, медсестра, электрик и т.п. — скажите, что это не верно!), они подсчитали, во сколько обошлась бы работа подобных специалистов с почасовой оплатой. И вывели итог: рядовая домохозяйка должна бы получать _134 121 доллар в год_. Учитывая прибавочную стоимость, (по данным экономистов, американский рабочий за доллар зарплаты производит продукции на 1,4 доллара) эта сумма вырастает примерно до 185-190 тысяч зеленых. Какую прибыль получает капиталист за счет освобождения от домашних обязанностей работающего мужчины, мы сейчас подсчитать не можем. Но, разумеется, не меньшую.

Вот вам итог: почти двести тысяч в год приносит обществу средняя американская домохозяйка, которая, по сладким басням певцов капитализма ведет чуть ли не райскую жизнь: «вообще не работает» и «всю жизнь сидит дома». Причем в этот рай имеется только один путь — подчинение конкретной женщины конкретному мужчине: священные узы брака. Чем такая дивная участь существенно отличается от пожизненного заключения? Пожалуй, ничем. Так что, превознося столь великое завоевание развитого капитализма, лицемерные мошенники попросту крадут у женщины её право на определение собственной судьбы. Вместо того чтобы самой выбирать сферу самовыражения, свой путь в жизни — семейная рабыня обрекается на тупую, унизительную и однообразную каторгу. Что она не работает — ложь; она точно так же состоит на службе капитала, как и самый черный рабочий, но не получает за это ни гроша.

Если взглянуть на «женщин в русских селеньях», то их двойное рабство, разумеется, ничем не лучше. Свободный творческий труд только тогда станет призванием и наслаждением для человека, когда продукт этого труда не будет больше исчезать в необъятной пасти капиталистического угнетателя. Пока же, наверное, почти любая затюканная российская работница охотно согласится свести свои трудовые функции к тем, что мы описали выше. (Исходя из российских зарплат, их годовой «оклад» должен бы составлять около 36 тысяч долларов. Учитывая же более высокую норму прибавочной стоимости и меньшую механизацию труда, вклад отечественных домохозяек в общественное производство, в принципе, будет сопоставим с американским.)

Но это не выход. Не выход потому, что её «свобода», как было показано, останется лишь замаскированной формой порабощения. И еще потому, что человеческое достоинство женщины ничуть не вырастет от такого «освобождения». Даже наоборот. Ведь не случайно правящие классы испокон веков открыто презирают труд «прислуги» как самый низкий и позорный. Тем не менее, всякая женщина с рождения считается предназначенной самой Природой именно к нему. И если правящие классы с помощью оплачиваемых слуг охотно избавляют своих дам от подобного бремени, отводя им роль пустых сексуальных игрушек — то миллиарды простых угнетенных женщин во всем мире по сей день обречены навеки прощаться со своими мечтами, амбициями, способностями, переступая порог гнусного каторжного заведения, именуемого Семьей.

Такова их функция в мире Капитала. И именно потому, что эта функция _экономически обоснована_, мы не сможем изменить положение дел с помощью пропаганды равноправия, гуманных реформ или автоматизации домашнего быта — труд женщины подчинен тем же законам, что и любой другой труд в буржуазном обществе. Либеральный феминизм дамочек из правящего класса тут бесполезен. Единственный способ раз и навсегда освободить Женщину — уничтожить частную собственность и систему наемного труда, возложить бытовые заботы на плечи общества, разрушить основанные на приукрашенном рабстве семейные отношения! Для интеллигентного обывателя это прозвучит ужасно: Семья, Собственность (самое главное), Государство, Нация — все эти магические заклинания являются для него вечными ценностями. Что ж! А для нас это не более чем фальшивые личины угнетения и несправедливости. Чтобы люди смогли наконец стать людьми и установили между собой подлинно человеческие отношения — необходимо, чтобы их труд шел на благо общества, а не в карман буржуа.

На этой новой базе общество по-новому распределит домашние обязанности: не будет нужды выжимать из мужчины все силы, исчезнет и потребность в домашних невольницах. Бытовая техника, удобная, надежная и функциональная (а не построенная на продажу и скорейшую замену, как сейчас) придет в каждый дом. Общество примет к исполнению те обязанности, которые сегодня в одиночку исполняет домохозяйка. Женщина откроет для себя новый мир, а мужчина, тысячи лет порабощавший ее, увидит свою половину в ином свете — как прекрасную и свободную Личность.

B.F.