Конференции и Конгрессы, организованные большевиками, через женотделы, проходили по всей России. Они смогли привлечь крестьянок к борьбе женщин-работниц. В 1920, на втором конгрессе Коминтерна были одобрены руководящие принципы для учреждения международных и национальных организаций.
«Женщины члены коммунистической партии данной страны не должны быть организованы в отдельных ассоциациях, а должны быть полноправными членами, с равными правами и обязанностями, региональных отделений партии, и они могут участвовать во всех мероприятиях партии. Коммунистическая партия, однако, должна принять специальные меры и создать специальные органы, в задачу которых должна выходить агитация женщин и их организация и обучение».
Комитеты по «агитации женщин» были созданы в каждой региональной и местной организации, для привлечения женщин в партию, профсоюзы и другие пролетарские организации. У этих комитетов была роль политического и теоретического образования членов партии. Они также играли важную роль в созыве и организации конференций.
Каждый комитет получал мандат, работая в тесном контакте с партийным руководством, и все их решения требовали одобрения национального партийного руководства. Для более тесного сотрудничества национальное руководство создало национальный женский секретариат, который поддерживал регулярные контракты с комитетами всех уровней.
"В пределах Коминтерна был сформирован международный женский секретариат, в который входят от трех до пяти женщин, которые назначаются Международной Коммунистической Женской Конфедерацией и ратифицирован Коминтерном или ИККИ. Женский секретариат работает в согласии с Коминтерном, которому он подчиняется. Представитель секретариата участвует во всех встречах и заседаниях, с совещательным голосом по всем вопросам, касающихся женского движения. Его задачи состоят в:
Потребность социализировать домашнюю работу и организация общественных служб (столовых, прачечных и т.д.) была очень сильна. Эта работа началась почти сразу. В 1920 году были легализованы аборты. Без социальной поддержки государства женщинам-работницам, учитывая бедность тогдашней России, было бы невозможно воспитывать детей. Россия стала первой страной в мире, которая юридически закрепила право на аборт. Это позволило спасти жизни и здоровье тысяч женщин.
Нерешенные проблемы в постреволюционной России
Первые годы после революции были очень тяжелыми, большевики вынуждены были бороться на многих фронтах, и в самых трудных условиях спасать революцию. Первая мировая война вызвала огромные трудности с предметами потребления. Положение еще более ухудшилось с интервенцией империалистов против молодой Советской России.
Победа революции в одной из развитых европейских стран, несомненно бы уменьшила бы страдания советских людей. Но после поражения революционной волны в 1921 году, Советская Россия вынуждена была в одиночку бороться с нехваткой предметов первой необходимости и продуктов питания.
Большевики под руководством Ленина, изучив ситуацию, решили внести элементы капитализма в экономику. Элементы частной собственности, особенно в деревне, были призваны поощрить оборот товаров. Эта политика стала известна под именем НЭПа, и к сожалению она также привела к замедлению женской эмансипации.
Социализация домашней работы была отложена, женщины стали терять свои рабочие места. Ясли и столовые, из-за низких прибылей, не были интересны для финансирования буржуазией, прозванных нэпманами. Период «военного коммунизма» ослабил коммунальные службы, а НЭП их практически полностью ликвидировал. За этим последовал крах организаций, которые были созданы для организации социализации домашней работы, и, тем самым, воспитывать «коммунистический дух». После этого все старые предубеждения и предрассудки всплыли на поверхность. Это было следствием отсталости страны.
Вот как Троцкий описывал ситуацию: «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый „семейный очаг”, т. е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи, как замкнутого мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные, амбулатории, больницы, санатории, спортивные организации, кино, театры и пр. Полное поглощение хозяйственных функций семьи учреждениями социалистического общества, связывающего солидарностью и взаимной заботой все поколения, должно было принести женщин, и тем самым — любящей чете, действительное освобождение от тысячелетних оков. (:) Взять старую семью штурмом не удалось. Не потому, что не хватало доброй воли. И не потому, что семья так прочно держалась в сердцах. Наоборот, после короткого периода недоверия к государству, его яслям, детским садам и подобным учреждениям, работницы, а за ними и передовые крестьянки оценили неизмеримые преимущества коллективного ухода за детьми, как и обобществления всего семейного хозяйства. К несчастью, общество оказалось слишком бедно и малокультурно. Планам и намерениям коммунистической партии не отвечали реальные ресурсы государства. Семью нельзя „отменить”: ее надо заменить. Действительное освобождение женщины неосуществимо на фундаменте „обобщенной нужды”. Опыт скоро обнаружил эту суровую истину, которую Маркс формулировал за 80 лет до этого». (Л. Троцкий. Преданная революция. стр. 121-122). Многие русские вышли из коммун, несмотря на все попытки большевиков (прежде всего Троцкого) оживить их. Теперь когда, революция, ограниченная в национальных границах и окруженная со всех сторон капиталистическими странами, революционный поток был приостановлен, росла бедность. Безработица росла 58% из них были женщины. Иногда эта цифра достигала 80-90%.
Хотя буржуазия считает, что проституция неистребима, большевики твердо собрались покончить с ней, но в условиях бедности она наоборот только выросла. Теперь, когда личные отношения стали регулироваться прибылью, продажа своего тела женщиной, этого капиталистического пережитка, снова стал явлением. Капиталист, который покупает труд работницы, теперь считал, что он в праве покупать и ее тело.
При капитализме, при денежных отношениях, не возможны равные отношения между женщиной и мужчиной; часто во многих семьях женщина обязана делать сексуальные услуги и работать на дому взамен за материальное благополучие. Культурное наследие и традиции, по которым женщина рассматривалась как иждивенец, заставляли женщин, во время ухудшения экономической ситуации, выходить на панель. Уровень проституции прямо связан с экономикой. С ростом безработицы растет и проституция. При этом женщина, которая становится жертвой вынужденная заниматься проституцией, еще и осуждается буржуазным обществом. И Ленин и Роза Люксембург объясняли, что уничтожить эту социальную чуму, можно лишь снова вернув этих женщин в производство, вовлекая их в профсоюзы, левые партии и борьбу против первопричины проституции — бедности.
Эксплуатация женщины, которая вынуждает их продавать свое тело, может быть отменена ниспровержением экономической, социальной и культурной системы, т. е. капитализма. Единственным классом, который может сделать это, является пролетариат.
Однако, чтобы преуспеть в этом необходимо было сперва освободить себя от буржуазной культуры, которая в этот период еще влияла на многих рабочих. Поэтому проститутки, для своего освобождения, должны были сначала осознать свой революционный потенциал как части рабочего класса, и таким образом, встать в один ряд с рабочими, в борьбе против проституции. Это было бы восстанием против собственной деградации и против порабощения законами рыночной экономики. Проститутка — не преступник, совершающий преступление, а жертва общества и экономических условий, давлеющих над женщиной. В России новое общество создавалось, и оно имело потенциал, пробудить рабочих от пассивности, порожденной капитализмом. Новое общество могло быть построено на новых культурных моделях, устраняющими любую дискриминацию между рабочими. Вместо этого, из-за ужасных экономических условий изолированной страны и последствий ужасной гражданской войны, проституция вновь возродилась в плодородном климате экономического опустошения.
«Осенью прошлого года „Известия” неожиданно сообщили, например, об аресте в Москве „до 1 000 женщин, тайно торгующими собою на улицах пролетарской столицы”. (:) Здесь дело, по самому существу своему, не может идти об „остатках прошлого”: проститутки рекрутируются из молодых поколений. Ни одному разумному человеку не придет, разумеется, в голову ставить эту язву, столь же старую, как цивилизация, в особую вину советскому режиму. Но непростительно, при наличии проституции, говорить о торжестве социализма. (:) Но происшедшее после того восстановление денежных отношений, устраняя всякие натуральные виды кормления, неизбежно ведет к новому возрастанию проституции, как и беспризорности детей. Где есть привилегированные, там есть и парии!» (Л. Троцкий. Преданная революция. стр. 124-125).
Советское государство героически боролось за освобождение женщин. Она видела в этой борьбе необходимую часть, вовлечения масс в управление государственной властью. Рабочее государство могло защитить интересы пролетариата, только при рабочем управление экономикой. Большевистская политика в женском вопросе была, таким образом, частью более широкой политики, нацеленной на повышение грамотности и культуры советских масс, подготавливая их к решению исторических задач стоявших перед ними.
Кроме того, из-за бедности и низкого культурного уровня, существовавшего тогда, большевики вынуждены были опираться и на другие классы, ради управления государственной машиной. Ленин и его соратники понимали, что речь идет о жизни или смерти революции. Тот факт, что российский пролетариат был слишком слаб для единоличного управления государством. Было жизненно необходимо, повысить культурный уровень рабочего класса и также распространение революции на европейские страны. Если этого не сделать, то революция в России неизбежно погибнет. В этот момент, смерть Ленина в 1924 году ускорила процесс бюрократизации, начавшегося в советских и партийных структурах. Слой чиновников возглавляемых Сталиным, главная цель которых состояла в сохранение своих привилегий, отбросили перспективу мировой революции. Голод и гражданская война выбили лучшие пролетарские элементы в Советах и партии. Люди, которые в прошлом играли незначительные и второстепенные роли вышли на авансцену. Первоначально Сталин поддерживал политику НЭПа и создал огромные политические и экономические привилегии. На самом деле, НЭП задумывался как необходимая уступка капитализму, ради спасения революции, в надежде на революцию на Западе. Эта была временная мера и признавалась, как отступление, так как снова вводила рыночные элементы в рабочее государство. С 1922 года, когда был введен НЭП, число яслей и родильных домов начало уменьшаться. В то время было множество статей, особенно в «Коммунистке», с опасениями относительно коммунального обслуживания и неуверенности в их сохранение.
После поворота Сталина к индустриализации, после 1929 года безработица стала падать. Однако, Левая Оппозиция, возглавляемая Троцким, считала, что сталинская индустриализация, слишком авантюрна, не принимает во внимание отсталость российской экономики, которая в то время, все еще была аграрной.
Тем не менее, индустриализация была проведена жесточайшим образом в кратчайшие сроки. Безработица, которая в 1929 году составляла 1,74 миллиона, снизилась до 1,08 миллионов к апрелю 1930, и до трети миллиона к октябрю 1930. Но это происходило без адекватного социального обеспечения, которое могло бы ослабить бремя лежащее на женщинах, вынужденных работать на производстве и по дому. Сталин бросил все силы на ускорение советской индустриализации, стараясь показать превосходство «реального социализма». Основная часть человеческих и материальных средств была сконцентрирована на создание советской промышленности, однако, при этом, не создавалась должная социальная и культурная инфраструктура для рабочих, которая единственная могла гарантировать не только количество, но и качество продукции.
План индустриализации, который , главным образом, охватывал тяжелую промышленность, вовлек немного женщин. Женщины, в то время, главным образом, были заняты в легкой промышленности или работая по дому. Единственное учреждение, которое могло что-то изменить, был Женотдел, но он был распущен как «бесполезный». Этот орган был ответственен за большинство прежних завоеваний для женщин-работниц. К 1927 году он выпускал 18 наименований газет, тиражем более 400 000. Женотдел в 1929 году объединял два с половиной миллиона женщин в организациях политического образования. Кроме того, он играл главную роль в увеличение числа женщин-делегаток в Советах и женщин членов партии.
На Востоке задачи Женотдела были особенно трудными. Он проводил очень тяжелую работу по освобождению женщин от притеснения и угнетения. Это задача была отнюдь не легкой и очень опасной, многие женщины заплатили своими жизнями. В 1928 году в Узбекистане было отцами, мужьями или братьями убито 203 женщинами, за участие в борьбе за женское освобождение. Чтобы создать большее поле для маневра и вербовки женщин на тяжелые индустриальные работы, бюрократия отменила Женотдел. Они сделали это под демагогическим лозунгом достижения полной эмансипации женщин.
Снова возобновилось разделение труда по половому признаку. Например, рассчитывая количество ужинов для рабочих в государственных столовых, решили, что достаточно будет 700 000 порций. Остальные 3 миллиона рабочих вынуждены были положиться на домашнее приготовление, т.е. на жен. В Ленинграде, где было 74 000 женщин-работниц, был только один детсад.
Учеба женщин стала практически бессмысленна, поскольку зачастую они уходили с лекций для работы по дому. Женщины пришедшие работать во время первого пятилетнего плана, назначались на самую низкооплачиваемую работу. В Ленинграде в 1932 году 58,6% низкоквалифицированной рабочей силы составляли женщины, а в Москве эта цифра достигала 70%. В других областях эта цифра была еще выше.
Число женщин-работниц теперь должно было расти за счет принуждения, но без необходимого обучения, которое могло бы гарантировать качество выпускаемой продукции. Большевистская партия Ленина и Троцкого старалась уничтожить двойную эксплуатацию женщин в обществе и в семье. Сталинистская бюрократия и ее политика, пошли по другому пути, восстановив эту эксплуатацию.
Советские бюрократы, которые к этому времени, уже совершенно отделились от масс и стали независимы от них, считали необходимым иметь более сильный контроль над обществом. Они решили, что буржуазная семейная мораль, теперь будет очень полезной. Буржуазная мораль разделила рабочий класс на семейные единицы.
Семья, стала местом, где рабочий вынуждался решать свои экономические трудности, уменьшением семейный бюджета, эксплуатации своей жены и детей, изоляция их в рамках семьи, не давая им участвовать в политической жизни. Таким образом, буржуазная семейная модель стала средством для уменьшения инакомыслия против бюрократии.
«Отступление не только принимает формы отвратительного ханжества, но и по существу заходит неизмеримо дальше, чем того требует железная необходимость хозяйства. К объективным причинам, вызывающим возврат к таким буржуазным нормам, как выплата, присоединяется социальный интерес правящего слоя в углублении буржуазного права. Самым повелительным мотивом нынешнего культа семьи является, несомненно, потребность бюрократии в устойчивой иерархии отношений и в дисциплинировании молодежи посредством 40 миллионов опорных пунктов авторитета и власти». (Л. Троцкий. Преданная революция. стр. 128). Сталинистская бюрократия теперь, удалила все законы, введенные большевиками, разрешающими мужчинам и женщинам полное выражения их потенциала. Гомосексуализм и проституция объявлялись уголовным преступлением в 1934 году, и наказывались, минимум 8-ю годами тюрьмы. В 1936 году запретили аборты, а развод стал более трудным и дорогостоящим, особенно для рабочих. «Обнаружив свою неспособность обслуживать женщин, вынужденных прибегать к вытравливанию плода, необходимой медицинской помощью и гигиенической обстановкой, государство резко меняет курс и становится на путь запрещений. Как и в других случаях, бюрократия превращает нужду в добродетель. Один из членов высшего советского суда, Сольц, специалист по вопросам брака, обосновывает предстоящее запрещение абортов тем, что в социалистическом обществе, где нет безработицы и пр. и пр., женщина не имеет права отказываться от „радостей материнства”. (:) Эти господа, видимо, окончательно забыли, что социализм должен устранить причины, толкающие женщину на выкидыш, а не принуждать ее к „радостям материнства" при помощи подлого полицейского вмешательства в самую интимную для каждой женщины сферу. (:) Торжественная реабилитация семьи, происходящая одновременно — какое провиденциальное совпадение! — с реабилитацией рубля, порождена материальной и культурной несостоятельностью государства. Вместо того чтобы открыто сказать: мы оказались еще слишком нищи и невежественны для создания социалистических отношений между людьми, эту задачу осуществят наши дети и внуки, — вожди заставляют не только склеивать заново черепки разбитой семьи, но и считать ее, под страхом лишения огня и воды, священной ячейкой победоносного социализма. Трудно измерить глазом размах отступления! (Л. Троцкий. Преданная революция. стр. 126-127).
Бюрократия начала компанию в прессе с восхвалением брака, семьи, рождения детей, все это назвалось коммунистическим моральным принципом, в противоположность вырождению «свободной любви» в буржуазном обществе. К 1945 году гражданский брак перестал быть юридически признанным, не смотря на то, что он был узаконен еще в 1920.
Победа СССР во Второй мировой войне предоставила советскому государству большую стабильность. Не смотря на опухоль бюрократии, от которого страдало советское общество, плановая экономика, смогла сделать невероятный рывок, совершенно невозможный при капитализме. Этот экономический рывок позволил системе приобрести определенную поддержку масс, несмотря на огромные отступления в политической области. Все колоссальные усилия большевиков, по вовлечению масс в работу партии и советов, теперь были забыты.
Благодаря плановой экономике, созданной Октябрем, несмотря на реакционную роль сталинской бюрократии, женщины начинают играть важную роль в обществе. К 1960-1970 число женщин с университетским образованием в СССР было меньше чем только у Франции, Финляндии и США. Условия для женщин улучшались. Работа в шахтах и в ночную смену были отменены для женщин. Между 1960 и 1971 число детских садов увеличилось с полумиллиона до, более чем, пяти миллионов. Эти перемены поощряли женщин искать работу вне дома. К 1971 году число женщин среди среднего медперсонала достигло 98%. Женщины в медицине и образование составили 75%, библиотекарей 90%.
Улучшения в общественном здравоохранение увеличили среднюю продолжительность женщин, с 30 годов в 1927 году, до 74 в 1970 году. Также произошло огромное сокращение детской смертности на 90%. Эти результаты демонстрировали явное преимущество плановой экономики. Хотя эти цифры и немного не достигали уровня западных стран, они были невероятно огромны для России, тем более, если учесть, что СССР приходилось начинать с гораздо более низкого уровня. Постепенное замедление темпов, в послевоенный период, и капитуляция перед рынком, привело к отказу от всех завоеваний прошлого, и возврату к варварству капитализму. Как отмечал Тэд Грант: «Движение к капитализму быстро и полностью изменило завоевания прошлого, вернув женщин в состояние рабства лицемерно названного „семьей". Большая часть кризиса перекладывалась на плечи женщин. Женщин первыми увольняют, чтобы не платить социальные пособия по материнству и детству. Учитывая, что женщины составляют 51% российской рабочей силы, и что 90% женщин работали, рост безработицы привел к тому, что более 70% безработных составляют женщины. В некоторых областях эта цифра достигает 90%.
Крах соцобеспечения и рост безработицы означает, что все выгоды плановой экономики для женщин уничтожаются. (:) При предыдущем режиме женщины получали 70% мужской зарплаты. Теперь это всего 40%. Жить семье на одну зарплату в СССР было трудно. Теперь, при капитализме, это практически невозможно. Таким образом, женщины стали главной жертвой этого реакционного режима”. Сегодня, как никогда, истинны слова Маркса и Энгельса, сказанные в „Святом семействе”: „Степень эмансипации женщин — естественная мера общей эмансипации".
Ухудшение условий жизни женщин при капитализме выдвигает на первый план необходимость в продолжение борьбы, за свержение этой социально-экономической системы, не только в одной стране, но и во всем мире. Капитализм, сегодня, толкает общество назад к варварству. Единственное решение — это социалистическое преобразование общества.