Ленин однажды заметил: «капитализм – это ужас без конца». Достаточно взглянуть на нынешнее состояние нашей планеты, чтобы оценить правильность этого утверждения. Экономические кризисы, войны, терроризм, политическая нестабильность, голод, болезни и нищета – все это не разрозненные и случайные явления. Они – лишь внешние признаки глобального кризиса капитализма. 2007 г. закончился убийством Беназир Бхутто, которое вызвало массовые демонстрации, бунты и забастовки по всему Пакистану. В Кении, представлявшейся главным образцом экономического успеха и демократии в Африке, прошедшие выборы и фальсификации привели к беспрецедентному взрыву народных бунтов, кровопролитию и резне. Войны в Ираке и Афганистане стали кровавым болотом, из которого не видно выхода.
Все это отнюдь не изолированные примеры, а признаки общего кризиса капитализма, который, как отмечал еще Маркс, есть следствие противоречия между общественной формой производства и частной формой присвоения.
Капитализм давно уже прекратил играть хоть сколько-нибудь прогрессивную роль. Он уже неспособен развивать производительные силы, как это было в прошлом (что, правда, не означает отсутствия любого развития). Нынешний мировой кризис – выражение противоречия между трудом и капиталом. Капитализм выполнил свою историческую функцию, создав национальные государства и мировой рынок, перед Первой мировой войной. Вся последующая история – восстание производительных сил против тяжелых кандалов, наложенных на них частной собственностью и государством-нацией. В прошлом, как отмечали в «Коммунистическом Манифесте» Маркс и Энгельс, капитализм играл революционную роль в развитии производительных сил. После Промышленной революции капиталистический мир совершенно преобразился в результате экономического роста, не имевшего прецедентов за всю человеческую историю. Искрометное экономическое расширение после Второй мировой войны стало для капитализма последним шагом вперед, в результате чего мировой рынок стал глобальным и единым. С 1950 по 1970 г. мировая экономика выросла также как за тысячу лет с 500 до 1500 г.
Развитие американской экономики в последнем экономическом цикле казалось многим прекрасным примером живучести капитализма. Захватывающий темп технологических новшеств, головокружительный взлет фондовых бирж, казавшийся беспредельным, стремительный рост прибылей, рост числа миллионеров и миллиардеров. Казалось, вот оно – окончательное посрамление всех противников рыночной экономики –подарок США всему миру в XXI веке! Эксплуатация мирового рынка (пресловутая «глобализация») предоставила умирающей капиталистической системе временную передышку, за счет вовлечения в свою орбиту народов экс-СССР, Восточной Европы и Китая, открывая новые рынки сбыта и источники дешевой рабочей силы и сырья. Но это нисколько не отменило центрального противоречия капитализма, а лишь воспроизвело его во много большем масштабе, чем раньше. Такое развитие событий неизбежно готовит мировой кризис беспрецедентной силы в будущем.
Теперь перед нами другая сторона медали. Американская экономика замедляется, и показатели мировой экономики находятся на грани краха. Экономическое бессилие захватывает всю планету. Невероятные человеческие страдания, голод, нищета, болезни, неграмотность мучают Латинскую Америку, несмотря на практически неограниченные местные ресурсы. Промежуток, отделяющий богатых от бедных, превратился в непреодолимую пропасть. Все это создает взрывоопасную смесь, которая подрывает стабильность и порождает частые социальные и политические конвульсии. Нестабильность мировых бирж отражает нервозность буржуазии. Только одно событие – убийство Бхутто – вызвало резкое снижение стоимости акций не только в Азии, но и во всем мире. Как следствие, цены на нефть снова стали расти. Это вызвало классический отток капитала к активам, которые кажутся «тихими заводями» во времена глобальной неустойчивости. На мировых финансовых рынках подорожало золото и гособлигации, в то время как американские фьючерсы упали после сообщений об убийстве в Пакистане. Перспективы мировой экономики на 2008 г. очень мрачны. Но Ленин давно заметил, что «последнего кризиса капитализма» не существует. Марксизм рассматривает историю как борьбу живых противоборствующих сил, а не как абстрактную схему с заранее известным результатом. Если рабочий класс не уничтожит эту систему, то капитализм, раз за разом, будет находить выход. Рабочий класс сталкивается с массой препятствий, одно из основных – реформистское руководство массовых рабочих партий.
Умение использовать исторические аналогии вообще крайне важно – но только если полностью осознаешь их пределы. Существует ли параллель между падением Римской империи и нашими днями? Можно ли провести реальную историческую аналогию с глобальным кризисом вырождающегося капитализма?
Да, между этими временами существует явная параллель, как и с периодом крушения феодализма. Во всех трех случаях мы наблюдаем одни и те же признаки: экономические кризисы, войны и внутренние конфликты, моральное разложение и идейный кризис, выражающиеся в банкротстве старой религии и морали, рост мистических и иррациональных тенденций, общий пессимизм и неверие в будущее, распад культуры и искусства.
Даже некоторые немарксисты подметили эту неудобную параллель. Джулиан Феннер, профессор Манчестерского университета, отмечает: «Современный промышленный Запад, кажется, переживает ситуацию, похожую на времена заката «золотой эры» Римской империи. И тут, и там можно видеть растущее чувство отчуждения, что проявляется в навязчивой идее абсолютизации и эстетизации насилия (гладиаторские бои в Риме, голливудские фильмы и видеоигры сегодня), безудержном сексе и развращенности. Еще одна интересная параллель – рост восточных религий, занесенных в Рим в целях заполнения духовного вакуума, и популярность сегодняшней секты «Нью-Эйдж». Растущая популярность мистических верований – также признак влияния, которое низшие классы все более и более оказывают на высшие сословия – своего рода «варваризация» культуры». („О влиянии экономических факторов на падение Римской империи в III веке“, Джулиан Феннер) Именно таких черт следует ожидать от общества, которое исчерпало свою прогрессивную роль и больше неспособно развивать производительные силы, как оно делало в прошлом. В подобные времена кажется, что «близок конец света». В древнем Риме эти настроения нашли отражение в христианской религии, которая учила, что мир будет уничтожен не сегодня-завтра.
В период упадка феодализма, секты флагеллантов, возглашающие апокалипсис, заполонили города и деревни. Однако в обоих случаях перспективой был не конец мира, а гибель определенных социально-экономических систем (рабовладения, феодализма).
В своей знаменитой книге «Закат Средневековья» Йохан Хейзинга отметил: «Предчувствие грядущего бедствия объединяет всех. Повсюду царит тревога и ожидание беды, чувство ненадежности, порожденное постоянными войнами, недоверие к правосудию, сопровождаемое навязчивой идеей грядущего Конца Света, а также повсеместный страх перед Преисподней, ведьмами, чертями и пр. 1 Повсюду полыхает ненависть и несправедливость. Словно сам Сатана укрывает омраченную землю своим темным крылом».
Но существует одно важное отличие. Беспрецедентное развитие науки и техники, с одной стороны представило человечеству материальный базис для построения новой цивилизации, но с другой – оно создало невероятный по своей мощи потенциал для ее уничтожения. Алчность капиталистов и их погоня за прибылью угрожает будущему не только культуры и цивилизации, но и будущему самого человечества. Разрушение экологии, отравление воздуха, воды, пищи закладывает бомбу под будущее землян.
Капитализм – не вечная, данная богом, социально-экономическая система, как представляется большинству людей. На самом деле это совсем новое явление со своим бурным прошлым, шатким настоящим и полным отсутствием будущего. Капитализм давно пережил свою бурную юность, уверенную зрелость, и теперь все это в прошлом. Система вступила в фазу гниения и распада, который может длиться в течение некоторого времени, как это было во время падения Римской империи. И отрицательные последствия этого процесса человечеству еще предстоит пережить.
Утешительные утопии прошлого, что рыночная экономика сможет решить все проблемы и подарит счастье для всех, сегодня развеяны как дым. Идеологи капитализма понимают, что защищаемая ими система подошла к своей гибели. Естественно, они не желают признавать этого. Человек, стоящий на краю пропасти, не в состоянии рационально мыслить. Распространение иррациональных тенденций, мистики и религиозного фанатизма отражает этот процесс.
В нынешней фазе капитализма периоды роста не будут повышать качество противоречий в мировом масштабе, а лишь многократно преумножать их. И грядущие неизбежные кризисы будут угрожать миру ужасающими катастрофами.
В период заката Римской империи, люди ожидали Конца Света. Эта идея самым законченным образом проявилась в христианстве и Книге Откровений. В период упадка феодализма те же самые настроения наблюдались среди всевозможных сект, которые ожидали Судного дня, в который вся Земля и ее жители будут уничтожены очистительным огнем. Но конца света не наступило. Вместо этого на смену одной экономической формации, исчерпавшей свои возможности, пришла другая, более прогрессивная. Кризис капитализма породил обратную реакцию. Сегодня растет интерес к марксистским идеям. Так называемое движение антиглобалистов и волна «антикапиталистических» демонстраций показывает доминирующие настроения среди мелкобуржуазной молодежи. Тем самым студенты и молодежь из среднего класса становятся выразителями противоречия, которое назревает внутри общества. Даже еще прежде, чем кризис назрел должным образом, в воздухе носится предчувствие грядущих невзгод. Место прежней эйфории заняли всеобщая неуверенность и ожидание бедствий. Мелкобуржуазные моралисты поверхностно представляют нынешнюю ситуацию. «Какой ужасный мир!» – плачут они. Такие люди способны только на поверхностное и эмоциональное восприятие мира. Они не в состоянии понять всю ширину исторических процессов. Те же самые ужасы, что мы наблюдаем сегодня, сопровождали распад всех предыдущих социально-экономических формаций. Это родовые муки Нового мира.
Это предсмертная агония капитализма. Точней сказать, это прогнившая система, которой давно пора отправиться в могилу. Жаловаться на безрадостные последствия распада капитализма – совершенно ненаучно, недиалектично и не по-марксистски. Такие люди подобны врачу, который жалуется на неприятные симптомы болезни, но не предлагает ни диагноза, ни лечения.
Необходимо понять: частная собственность и производство ради прибыли давно уже стали тормозом дальнейшего развития производительных сил, а, следовательно, и культуры, и цивилизации. В предстоящий период человечество уничтожит эти препоны и создаст рациональную экономическую систему, основанную на демократическом социалистическом плановом производстве. Первым шагом в этом направление должна быть национализация земли, банков, финансовых учреждений и промышленности.
Венесуэльская революция смогла вдохновить рабочих, бедняков и молодежь Латинской Америки и всего мира. Революционные массы проявляли чудеса сознательности. Но венесуэльская революция не окончена. Она не будет окончена, пока не будет экспроприирована олигархия и не будут национализированы земля, банки, заводы, до сих пор остающиеся в частных руках. После десяти лет революционного процесса эта задача все еще не выполнена, и здесь кроется главная угроза для революции. В основном это проблема руководства. Уго Чавес показал себя бесстрашным антиимпериалистом и последовательным демократом. Но этого недостаточно. Венесуэльские капиталисты ненавидят революцию. За ними стоит американский империализм. Рано или поздно, вопрос станет прямо: или-или. И так же как в свое время Кубинская революция смогла осуществить экспроприацию олигархов и капиталистов, венесуэльская революция пойдет по этому пути, если не захочет погибнуть. Это единственный путь!
Пагубную роль во всех этих процессах играют реформисты, сталинисты и бюрократы, которые захватили ключевые посты в Боливарианском Движении, и которые желают притормозить революцию, парализовать ее изнутри и устранить все истинно социалистические элементы. Именно они постоянно призывают Чавеса не идти слишком быстро, быть «более умеренным» и не покушаться на частную собственность. После того, как Чавес поднял вопрос о социализме в Венесуэле, реформисты и сталинисты сконцентрировали все свои усилия на изменении социалистического курса революции, утверждая, что национализация земли, банков и промышленности станет бедствием, что массы еще «не созрели» для социализма, что экспроприация олигархии оттолкнет средний класс и т.д. Если последовать за их призывами, то революция неизбежно погибнет.
Поражение на конституционном референдуме стало предупреждением, что массы устают от неопределенности, когда за бесконечными разговорами о социализме и революции не следует никаких реальных дел. Если такие настроения будут нарастать, то это неизбежно приведет массы к апатии и отчаянию. Это позволит реакции перейти в контрнаступление, которое может погубить революцию.
Предполагаемое превосходство рыночной экономики – миф, который легко опровергается историческими примерами. Во время Второй мировой войны, когда Великобритания оказалась на пороге гибели, после разгрома Франции в 1940 г., что сделали британские капиталисты? Они не заявили: «Мы должны децентрализовать экономику, снять все ограничения и позволить «невидимой руке рынка» делать все по своему усмотрению». Нет! Они наоборот централизовали производство, переведя промышленность под жесткий правительственный контроль, ввели планирование и руководство производством. Другими словами, они ввели принцип центрального планирования.
Конечно, при капитализме реальное планирование невозможно. Военная экономика Великобритании была не социализмом, а вариантом «государственного капитализма». Но отсюда хорошо видно, что когда британской буржуазии грозила реальная опасность, капиталисты предпочли централизованное планирование анархии рынка, так как оно давало лучшие результаты.
Волна нападок на понятие национализированной плановой экономики полностью антинаучна. Буржуазия не уверена в будущем своей системы. Она со страхом ждет революции и стремится сделать новым поколениям прививку против нее. Для этого у правящего класса есть армия нанятых проституток с учеными степенями; особенно на этом поприще усердствуют ренегаты и бывшие «левые», которые предали социализм, перебежав на сторону буржуазии и продавшись ей за 30 сребреников. Несмотря на все ужасы сталинизма, Октябрьская революция в России доказала на практике превосходство плановой национализированной экономики. Было на практике показано, что такой огромной страной возможно управлять без хозяев, банкиров и капиталистов. Как отмечал Л.Троцкий, плановая экономика доказала превосходство социализма не на страницах «Капитала» Маркса, а на языке цемента, железа, стали, угля и электричества.
Благодаря колоссальным преимуществам национализированной плановой экономики СССР достиг огромных успехов в образовании, науке, искусстве и культуре. Страна, в которой до Октября подавляющее большинство населения было неграмотно, провела самую крупную в мировой истории культурную революцию. Именно это правящий класс и желает вытравить из сознания молодого поколения. Капиталисты желают убедить нас, что никакой реальной альтернативы капитализму нет, что наступил «конец истории». В действительности, настоящая человеческая история – история свободного развития свободных людей – еще и не началась.
Как ни прискорбно, но многие экс-левые, экс-коммунисты, экс-маркисты наперегонки с буржуазией соревнуются в клевете на социализм. Кроме чисто меркантильного, они имеют еще «моральный» повод. Отказавшись от своих прежних взглядов и пытаясь спасти собственную грязную совесть, они очерняют свое прошлое, стараясь отмежеваться от своих (по выражению Хайнца Дитриха) «грехов молодости».
В историческом аспекте крах сталинизма – лишь единичный эпизод: нас ждут гораздо большие потрясения. Мы вступаем в период беспрецедентного и конвульсивного кризиса мировых масштабов, который станет похоронным звоном по прогнившей и грязной системе угнетения и эксплуатации, поставив в повестку дня социалистическое преобразование общества и создание Нового Социалистического миропорядка. Капитализм показал свою реакционную природу по всему миру. Этот глобальный кризис ставит под вопрос капитализм в одной стране за другой. Те, кому не хватает научного понимания, видят только ужасы капитализма, голод, нищету, войны. Но нужно видеть и другую сторону медали. Наряду с реакционными элементами, в этом котле вызревают и революционные элементы. В этом хаосе рождается новая сила.
Путь вперед был бы неизмеримо легче и быстрее, если бы передовые рабочие и молодежь были вооружены научной доктриной марксизма: диалектическим, историческим материализмом и марксистской политэкономией (теорией прибавочной стоимости). Это самая современная философия, отвечающая вызовам XXI века. Необходимо анализировать и рассматривать нынешнюю действительность не как ряд сухих, несвязанных и бессмысленных событий или «фактов», а как динамический процесс, движимый своими внутренними противоречиями и с бесконечно богатым содержанием.
Те, кто порвал с марксизмом, не могут опровергнуть его теоретические постулаты. Прежде всего, им необходимо опровергнуть диалектический материализм – философскую основу, на которую опирается марксизм и которая создает его научную методологию. И не случайно, что все враги марксизма (Поппер, Хук, Бернхем и прочие) всегда стараются сокрушить этот пункт. Не случайно, что тенденция, стойко защищавшая марксизм от буржуазных нападок, сама попала под удар со стороны людей, не сумевших ответить на доводы иделогов капитализма и потому сдавшихся под давлением буржуазной (и мелкобуржуазной) идеологии. Все эти крикливые враги марксизма – бывшие правоверные «социалисты», сталинисты и «троцкисты» – сегодня яростно ополчились на подлинных марксистов.
Причина этой ненависти весьма прозаична. Это рост влияния Международной марксистской тенденции в мировом масштабе, наше теоретическое наследие, которое завоевывает все больше и больше сторонников во всем мире. Неспособные самостоятельно развивать марксистскую теорию, ренегаты суетятся, делая нападки по всяким несущественным поводам. Время придет, и весь этот мусор выметет метла истории. Наша же задача – защитить от нападок реформистов и буржуазии марксистскую теорию и, прежде всего, диалектический материализм.
Энгельс давным-давно подчеркнул важность теории для пролетарского авангарда: «Без предшествующей немецкой философии, особенно без философии Гегеля, немецкий научный социализм – единственный научный социализм, который когда-либо существовал – никогда не возник бы. Без понимания теории рабочими этот научный социализм никогда не вошел бы в их плоть и кровь, как это произошло».
Без борьбы за революционную теорию невозможно построить революционную партию. Великие идеи Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого – тот компас, который позволит нам безошибочно найти правильное направление. В той или иной части они могут нуждаться в уточнениях. Но поразительно, что эти идеи до сих пор сохраняют свою свежесть, истинность и жизненную силу! Через свой сайт www.marxist.com мы передаем марксистские идеи международной аудитории, которая стремительно растет.
Скорость, с которой наши статьи об убийстве Бхутто переводятся на арабский, иврит, персидский, индонезийский, испанский, итальянский, португальский, датский, немецкий и другие языки, весьма показательна. Первая статья была перепечатана пакистанской газетой «Лахор Пост» вместе с выдержками из социалистической программы ПНП 1970 г. Также ее опубликовала крупнейшая газета провинции Синдх.
Многие так называемые «левые» поспешили выбросить теорию за борт как бесполезный балласт. Именно поэтому они не в состоянии четко анализировать массовые движения в Пакистане, Мексике, Венесуэле, Австралии, и как следствие – не могут эффективно вмешиваться в происходящее. Они подобны «глупцам, строящим на песке». В отличие от них, ММТ, основанная товарищем Тедом Грантом, крепнет день ото дня, так как она опирается на крепкий фундамент марксистской теории.
Капитализм не вечен. В сущности, он более скоротечен, чем все другие социально-экономические формации. Как всякий живой организм, он изменяется, проходит через множество стадий. Не требуется никаких дополнительных специальных данных, чтобы видеть, что существующая система обречена на гибель. Вопрос социализма никогда ранее не ставился с такой безотлагательностью как в настоящее время. Перед человечеством стоит выбор: социализм или варварство. В период старческого умирания капитализма вопрос нужно ставить более четко: либо социализм либо гибель всего живого на Земле.
Мы не имеем права прекратить нашу борьбу за лучший мир. Мы не можем оставить человечество на откуп капиталистам. Трусам и скептикам мы отвечаем словами Л. Троцкого, сказанные им в 1901 г: "- Dum spiro, spero! Пока дышу - надеюсь! - восклицает оптимист будущего. - Если бы я жил жизнью небесных тел, я бы совершенно безучастно относился к жалкому комку грязи, затерянному в беспредельности вселенной, я бы равно светил и злым и добрым… Но я - человек! И „всемирная история“, которая тебе, бесстрастному жрецу науки, бухгалтеру вечности, кажется беспомощной секундой в бюджете времени, для меня - все! И пока дышу - я буду бороться ради будущего, того лучезарного и светлого будущего, когда человек, сильный и прекрасный, овладеет стихийным течением своей истории и направит ее к беспредельным горизонтам красоты, радости, счастья!.. Dum spiro, spero! Девятнадцатое столетие, во многом удовлетворившее и в еще большем обманувшее ожидания оптимиста будущего, заставило его главную часть своих надежд перенести на двадцатое столетие. Когда он сталкивался с каким-нибудь возмутительным фактом, он восклицал: Как? Накануне двадцатого века!.. Когда он развертывал дивные картины гармонического будущего, он помещал их в двадцатом столетии…
Во Франции - ядовитую пену расовой ненависти; в Австрии - националистическую грызню буржуазных шовинистов; на юге Африки - агонию маленького народа, добиваемого колоссом; на «свободном» острове - торжествующие гимны в честь победоносной алчности джингоистов-биржевиков; драматические „осложнения“ на Востоке; мятежные движения голодающих народных масс - в Италии, Болгарии, Румынии… Ненависть и убийства, голод и кровь…
Кажется, будто новый век, этот гигантский пришлец, в самый момент своего появления торопится приговорить оптимиста будущего к абсолютному пессимизму, к гражданской нирване. - Смерть утопиям! Смерть вере! Смерть любви! Смерть надежде! - гремит ружейными залпами и пушечными раскатами двадцатое столетие. - Смирись, жалкий мечтатель! Вот я, твое долгожданное двадцатое столетие, твое «будущее»!.. - Нет! - отвечает непокорный оптимист: - ты - только настоящее!"
Другие могут отказаться от революционной борьбы за социализм. Мы же остаемся твердыми в наших убеждениях, марксистских идеях, мы твердо верим в силу рабочего класса и в социалистическое будущее человечества.