Ознакомившись с заявлением тт. Марского и Веденеева о выходе из РПК, как бывший член этой партии, исключенный из нее за двойное членство, хочу изложить свое мнение.
В основном я согласен с выводами тт. Марского и Веденеева, хочу добавить несколько замечаний.
РПК в начале 1990-годов была партией центристской, с неопределенной идейной платформой, которую можно охарактеризовать как «горбачевизм раннего периода Перестройки». Такие теоретики РПК, как Б. Славин, В. Хазанов и С. Новиков долгое время выдвигали разношерстные идеи от восстановления советской демократии, самоуправления до многоукладности экономики. Эта идейная неопределенность быстро показала свою нежизнеспособность и буквально растаяла. Бывшие лидеры РПК так или иначе пошли своим путем, кто куда: лейборизм, синдикализм, левый социал-демократизм. В группе Крючкова в данный момент явно доминирует агрессивный буржуазный патриотизм вперемешку с не менее воинственным советским традиционализмом. Этот экзотический симбиоз сложился по нескольким причинам.
Как маленькая секта (по моей прикидке в данный момент в группе Крючкова состоит от 70 до 100 человек, включая ее белорусскую часть), личные склонности ее гуру и конкретное социальное происхождение членов этой секты фактически определяют и ее курс. Крючковцы представляют собой кучку искренних советских патриотов, мечтающих о «скорейшем возвращении домой». Эти люди группируются, вернее душевно согреваются, вокруг их доверительного вождя; они друг друга ободряют, друг друга утешают. Практически это клуб поклонников Крючкова и СССР в придачу.
В этом клубе происходит нечто удивительное: крючковцы в прах разнесли Октябрьскую революцию: «Создали концлагеря, расстреляли казаков ни за что, практиковали политику заложников» (выступление А. Крючкова на августовской конференции РПК 1998 г. в Москве), при этом громко заявляют о необходимости «подготовки второй социалистической революции». Мне самому довелось быть свидетелем странных разговоров среди членов РПК: мол надо крепить нашу армию, т. к. кто не кормит свою, будет кормить чужую, и сразу же — «нужна революция». Такое впечатление, что они страдают политическим раздвоением личности. Образно говоря, как будто Крючков говорит: «Мы — ленинцы, ученики величайшего человека в мире!». Ему кричат: «Ура!». Он тут же говорит: «Ленин — похабная свинья!». Ему снова кричат: «Правильно говорите! Ура!». Любопытнейший эпизод: накануне митинга Седьмого ноября 1998 г. планировался совместный митинг РПК вместе с анпиловцами и лимоновцами. Крючков присутствовал на собрании одной из районных организаций РПК Москвы, в которой я тогда состоял. Когда один из товарищей поднял вопрос: «Как мы можем вместе с «национал-большевиками» Лимонова проводить такое политическое (!) мероприятие? Они же дискредитируют понятие большевизма. Что это такое?». Крючков махнув рукой, произнес буквально следующее: «Большевики, это еще не коммунисты». И все замолчали. Видимо, вескость аргумента их одолела. Я в свое время был ошеломлен этим явлением. Разгадка в том, что у этих «свалившихся с советской луны» произошла подмена содержания терминов: за диктатуру пролетариата принимается диктатура начальников; социализм — всех построить в один ряд; революция — вручить лидерам компартии государственную власть. Вот почему крючковцы поддерживая чеченскую войну, одновременно призывают к свержению режима, который собственно и ведет эту войну. На одном митинге они выдвинули такой забавный лозунг: «В огромных потерях нашей армии в Чечне виновен режим. Долой Путина!». Можно ли себе представить, чтобы в 1943 г. немецкие коммунисты вышли на улицу, и кричали: «В огромных наших потерях под Сталинградом виновен режим. Долой Гитлера!«?
Второй момент, которой хочу отметить, это вопрос, как Крючков победил во внутрипартийной борьбе? По моим наблюдениям, он действовал главным образом за счет дискредитации своих оппонентов: Ленинградская организация в течение ряда лет снабжала партию деньгами до половины партийного бюджета, а по словам Крючкова, получается, что ленинградцы занимались саботажем, мол, я добываю деньги с огромным трудом, а эти мерзавцы бросают их на ветер. Это при том, что сторонники Крючкова в Москве в это время на эти кровные своих ленинградских товарищей выпустили листовку против... презерватива! В адрес остальных неугодных у него одна фраза: вы мешаете работать! И все тут! Я тружусь как пчела, и все тут! Другой способ — банальное двуличие. Возьмем пример с И. Губкиным. Крючков ссылался на «глубокую веру в бога» И. Губкина как один из главных поводов расставания РПК с ним; тем не менее, новоиспеченные белорусские товарищи во главе Рузовой в своем проекте Программы партии открыто предлагают «опираться на ПРАВОСЛАВИЕ (выделено мной — Б. С.) как опору общества»! Что это такое, если не двуличие самого Крючкова и его сотоварищей?!
митинге они выдвинули такой забавный лозунг: «В огромных потерях нашей армии в Чечне виновен режим. Долой Путина!». Можно ли себе представить, чтобы в 1943 г. немецкие коммунисты вышли на улицу, и кричали: «В огромных наших потерях под Сталинградом виновен режим. Долой Гитлера!«?
Второй момент, которой хочу отметить, это вопрос, как Крючков победил во внутрипартийной борьбе? По моим наблюдениям, он действовал главным образом за счет дискредитации своих оппонентов: Ленинградская организация в течение ряда лет снабжала партию деньгами до половины партийного бюджета, а по словам Крючкова, получается, что ленинградцы занимались саботажем, мол, я добываю деньги с огромным трудом, а эти мерзавцы бросают их на ветер. Это при том, что сторонники Крючкова в Москве в это время на эти кровные своих ленинградских товарищей выпустили листовку против... презерватива! В адрес остальных неугодных у него одна фраза: вы мешаете работать! И все тут! Я тружусь как пчела, и все тут! Другой способ — банальное двуличие. Возьмем пример с И. Губкиным. Крючков ссылался на «глубокую веру в бога» И. Губкина как один из главных поводов расставания РПК с ним; тем не менее, новоиспеченные белорусские товарищи во главе Рузовой в своем проекте Программы партии открыто предлагают «опираться на ПРАВОСЛАВИЕ (выделено мной — Б. С.) как опору общества»! Что это такое, если не двуличие самого Крючкова и его сотоварищей?!
Те, кто выступил против ползучего захвата власти Крючковым, совершили одну главную ошибку: у них не было политической решимости: у нас, мол, большая дружинная семья, как можно... в результате подобной сопливой сентиментальности погибла организация.
Уроки крушения РПК таковы:
Любой коммунист друг для друга, прежде всего, классовой боец, а не «брат или сестра», «хороший парень», «любящий дядя”; страшнее всего, когда политическая организация превращается в нежную колыбель, эдакий теплый уголок для израненных душою; коммунисты должны быть последовательными, и никакая личная дружба не может заставить их быть двуличными: на словах против неверных решений руководства, а на деле: «Ну, понимаешь, не удобно...».
Естественно, вопрос перерождение левой организации, тема титаническая, но РПК погубили, главным образом, именно вышеизложенные причины.
Несколько слов о сионизме и антисионизме. Сионизм был мелкобуржуазным социалистическим течением, набравшим серьезный вес во время глобального противостояния двух социальных систем. Оно было одним из множества течений «национал освободительного движения» третьего мира, которое получало от СССР Те, кто выступил против ползучего захвата власти Крючковым, совершили одну главную ошибку: у них не было политической решимости: у нас, мол, большая дружинная семья, как можно... в результате подобной сопливой сентиментальности погибла организация.
Уроки крушения РПК таковы:
Любой коммунист друг для друга, прежде всего, классовой боец, а не «брат или сестра», «хороший парень», «любящий дядя»; страшнее всего, когда политическая организация превращается в нежную колыбель, эдакий теплый уголок для израненных душою; коммунисты должны быть последовательными, и никакая личная дружба не может заставить их быть двуличными: на словах против неверных решений руководства, а на деле: «Ну, понимаешь, не удобно...».
Естественно, вопрос перерождение левой организации, тема титаническая, но РПК погубили, главным образом, именно вышеизложенные причины.
Несколько слов о сионизме и антисионизме. Сионизм был мелкобуржуазным социалистическим течением, набравшим серьезный вес во время глобального противостояния двух социальных систем. Оно было одним из множества течений «национал освободительного движения» третьего мира, которое получало от СССР колоссальную материальную и политическую поддержку. Сами сионисты в конце 1940-х годов также были поддержаны СССР в качестве «прогрессивных сил». Идейная сущность движений подобных сионистскому на его раннем этапе, заключается в социальной демагогии о всеобщем равенстве «у себя дома» и национальной независимости, добиться которой может лишь некая народно-освободительная революция и создаваемое ею «народное правительство». Сионисты и их политические собратья из стран третьего мира отрицали (и отрицают) необходимость свержения капитализма и создания рабочей власти, а предпочитают некое абстрактное «общество народного единства». В современной России идейных принципов ранних сионистов придерживаются пост-КПССовские организации, в т.ч. группа Крючкова. Так что непонятно, когда Крючков заговорил об антисионизме (см. ЛИЦ ?4 за 2001 год). Идейными врагами ортодоксального сионизма могут быть две категории людей: марксисты (в просторечие — троцкисты) или приспешники транснациональных корпораций типа Чубайса. Так кто он, Крючков? Скрытый троцкист или чубайсовец?
В заключении, о сотрудничестве с крючковцами. Товарищи в своем заявлении написали, что «любое сотрудничество с РПК бесполезно». Думаю, оставаться в этой секте, конечно бессмысленно. Что касается совместной работы по конкретным вопросам, то Ленин определил (вернее заимствовал у Парвуса) свой подход к возможным союзникам, а именно: — Бить вместе, идти врозь. — Не смешивать организации. — Открыто заявлять свою позицию и не скрывать разногласия со своими временными союзниками. — Следить за своим союзникам как за противникам.
Считаю, что этот принцип относится даже к такой предельно выродившейся секте, как группа Крючкова.
Борис Слива
член РПК с января 1995 г., исключенный весной 1999 г. Ныне член РРП