Социалистические звукоподражатели выслуживаются перед буржуазией

Нужно, товарищи, чтобы молодой рабочий помнил свой вчерашний день, вчерашний день своего класса. В связи я с этим вспомнил книжку известнейшего лидера меньшевиков Дана107, который представляет наиболее отчетливо мещанскую, филистерскую, мелкобуржуазную, заскорузлую природу меньшевизма. Книжка представляет собой (если бы мы были богаче, ее следовало бы переиздать в большом числе экземпляров и всюду раздавать) блестящее выражение мещанского тупоумного высокомерия.

Этот лидер меньшевиков докладывает русской эмиграции и европейской буржуазии (ибо книжка переведена на немецкий язык и, вероятно, на другие) о том, какие у нас в тюрьмах безграмотные надписи. Безграмотность!.. Конечно, мы знаем прекрасно нашу российскую безграмотность, будь она проклята! Но это -- безграмотность нашего господствующего рабочего класса, с которой мы будем бороться внутри всячески, беспощадно. А бежать от рабочего класса к европейской буржуазии и указывать: "погляди на него, какой неумытый, безграмотный!" -- нет, это занятие не для нас, а для господ "социалистов".

Вся книжка наполнена этой дрянной, жалкой жалобой, клеветой, ложью, перемешанной с полуправдой. Но я не из-за этого об ней говорю. Дан среди прочей мещанской дребедени приводит два очень ярких факта. Он говорит о классовой гордости и о чувстве справедливости, которые он замечал у наших красноармейцев и у рабочих. Один красноармеец рассказал ему в тюрьме, как он жил в Крыму, был мобилизован Врангелем. "Жилось гораздо лучше и сытнее, чем в Советской России. Но барское отношение офицеров к рабочим и солдатам -- вот чего он не мог перенести, и вот ради чего он готов все простить большевикам!". Врангелевский беглый солдат, который будто бы лучше кормился у Врангеля, прибежал к нам -- и вот он в тюрьме в качестве стража сталкивается с меньшевиком Даном, и последний начинает его испытывать и искушать. Речей своих Дан не приводит, но мы их знаем и без того, -- Дан указывает на хлеб с овсом, недопеченную ковригу и пр., и пр., и приводит ответ солдата: "Да, я был у Врангеля, там лучше кормили, но там есть баре, а тут их нет".

Второй пример. В тюрьме был красноармеец, который прекрасно относился к меньшевикам и эсерам, но как-то один из эсеров, войдя в камеру, крикнул своим товарищам эсерам: "Господа, идемте на прогулку!". Валявшийся на нарах красноармеец, как ужаленный, вскочил и крикнул: "Не сметь!". Товарищи, лучше сказать нельзя было. Добродушный красноармеец где-то валялся, не обращая ни на что внимания. Вбегает эсер, произносит слово "господа", и красноармеец, как ужаленный, вскакивает и говорит: "Я те покажу -- господа!". Вот то основное сознание, при наличии которого коммунистическая партия только и может воспрепятствовать восстановлению капитализма.

Но когда наши Мартов108 и Дан в своей новой платформе говорят, что нужно передать фабрики и заводы господам, это уже не эсеровское "господа, пожалуйте на прогулку", а "господа, пожалуйте владеть заводами и фабриками". Вот что тут наш красноармеец скажет?


<<Борьба с религией -- борьба за коммунизм || Содержание || Грызите молодыми зубами гранит науки!>>