110 Чайковцы -- члены народнического кружка, организованного весной 1869 г. Чайковским. Кружок, имевший весьма неопределенную и расплывчатую программу, ограничивался исключительно самообразовательной и пропагандистской работой. В кружке чайковцев участвовали: Перовская, Натансон, Кравчинский, Лопатин, Кропоткин, Шишко, Тихомиров, Клеменц и др. Чайковцы пытались завязать связи с революционной молодежью провинции, распространяя среди нее книги Лаврова, Добролюбова, Лассаля, Писарева, Флеровского и т. д. Кружок издавал самостоятельно пропагандистскую литературу на гектографе и в своей собственной типографии, находившейся в Швейцарии. С осени 1873 г., когда начинается знаменитое "хождение в народ", кружок чайковцев теряет свое прежнее значение и окончательно распадается после процесса 193-х.

111 Лавров, П. (1823 -- 1900) -- один из видных вождей и теоретиков революционного народничества. Член I Интернационала. Участвовал в организации общества "Земля и Воля". Книга Лаврова "Парижская Коммуна" является одной из лучших работ по этому вопросу в мировой литературе. (См. подробн. т. XII, прим. 91.)

112 Бакунин, М. А. (1814 -- 1876) -- знаменитый русский революционер, основоположник и теоретик анархизма. Изгнанный из России, Бакунин принимает активное участие в революции 1848 г. во Франции, затем участвует в Пражском восстании. Организованный им анархический "Федеративный Союз" вскоре распался. (См. подробн. т. II, ч. 1-я, прим. 132.)

113 Маликовцы -- последователи А. К. Маликова (род. в 1839 г.), который был сначала революционером-народником, а затем, разочаровавшись в революционном движении, выступил в 70-х годах с проповедью новой религии. Маликов учил, что в душе каждого человека живет бог, что, только найдя в себе этого бога, люди смогут возродиться и перестроить мир на новых началах. Проповедь Маликова имела некоторый успех среди народнической интеллигенции того времени. Особенно увлекся идеями Маликова тогдашний видный революционный деятель Н. В. Чайковский, который вместе с Маликовым отправился в Америку, где они вместе основали общину в духе нового учения. Община эта быстро распалась, и все ее члены вернулись обратно в Россию.

114 Джаншиев, Г. В. (1851 -- 1900) -- известный либеральный публицист, сотрудник "Вестника Европы" и "Русской Мысли". Впоследствии был редактором "Русских Ведомостей". Написал известную книгу "Из эпохи великих реформ", пользовавшуюся большим успехом среди либеральной интеллигенции.

115 "Голос Москвы" -- ежедневная газета, политическая, литературная и экономическая, издававшаяся в Москве в 1885 -- 1886 г.г., под редакцией Н. В. Васильева, а затем И. И. Зарубина.

116 Шингарев -- видный земский деятель, кадет. В Государственной Думе Шингарев играл крупную роль, возглавляя вместе с Милюковым и другими так называемый прогрессивный блок. Во Временном Правительстве второго состава Шингарев занимал пост министра финансов. В после-октябрьские дни он был убит в больнице неизвестными лицами.

117 Чернышевский, Н. Г. (1828 -- 1889) -- русский писатель, публицист и социалист. Родился в Саратове в семье священника. Окончив саратовскую семинарию, он в 1846 г. поступает на филологический факультет петербургского университета. В университете Чернышевский увлекался утопическим социализмом Фурье. После непродолжительной преподавательской деятельности сначала в Саратове, а затем в Петербурге, Чернышевский целиком отдался публицистической и критической работе в передовых журналах того времени: "Отечественных Записках" и "Современнике". Наряду с литературной деятельностью Чернышевский вел и политическую работу, руководя нелегальными петербургскими кружками и активно участвуя в работе партии "Земля и Воля". 12 июня 1862 г. Чернышевский за составление прокламации к крестьянам был арестован и после двухлетнего заключения, во время которого им был написан знаменитый роман "Что делать", приговорен к 14 годам каторжных работ, сокращенным до 7 лет. После отбытия срока каторги Чернышевский в 1871 г. был отправлен в Вилюйск (Якутская область). В 1883 г. он получил разрешение поселиться в Астрахани, а в 1889 г. вернулся в Саратов, где в октябре того же года и умер.

Чернышевский много писал по вопросам философии, истории, политической экономии ("Комментарии к Миллю") и литературы.

"Главная его заслуга, -- говорит Плеханов, -- заключается в том, что его теоретическая мысль работала в том самом направлении, в каком совершалась главная работа передовой общественной мысли Запада. Правда, общая отсталость России и неблагоприятно осложнившиеся условия его собственной жизни привели к тому, что его мысль отставала в своем движении от передовой западно-европейской мысли. Он явился у нас проповедником философии Фейербаха в то время, когда на Западе логическое развитие этой философии уже привело к появлению научного миросозерцания Маркса и Энгельса. Но до тех пор, пока это миросозерцание оставалось неизвестным в России, взгляды Чернышевского являлись самым важным приобретением русской философской и общественной мысли. И поскольку эта мысль отказывалась от этого своего приобретения, как она сделала это в лице П. Лаврова и его последователей, постольку она шла назад в своем развитии. В настоящее время взгляды Чернышевского должны считаться "превзойденной ступенью". Но его нельзя было превзойти иначе, как развивая дальше основные положения его собственного миросозерцания" (том VI, стр. 337).

Белинский, В. Г. (1811 -- 1848) -- русский критик и публицист. Учился в пензенской гимназии. Студентом участвовал в кружке Станкевича, особенно увлекаясь в этот период немецкой философией Шеллинга. В 1831 г. Белинский написал трагедию "Дмитрий Калинин" в духе "Разбойников" Шиллера, в которой со всем пылом юношеского негодования бичевал крепостные порядки. Университетская администрация нашла трагедию "безнравственной", и в 1832 г. Белинский был исключен из московского университета за "неспособность". Начиная с 1834 г., он стал сотрудничать в "Молве" и др. журналах. Позднее Белинский стал помещать свои критические статьи в "Отечественных Записках". В зрелую пору своей литературной деятельности Белинский, порвав с чисто эстетической точкой зрения своих юношеских статей, стал подчеркивать тесную связь литературы и искусства с социальной действительностью. Критические статьи Белинского оказали большое влияние на молодое поколение революционной интеллигенции второй половины XIX века.

Добролюбов, Н. А. (1836 -- 1861) -- русский критик. Сын священника; учился в духовном училище. В 1853 г. поступил в педагогический институт в Петербурге. Еще будучи студентом, Добролюбов стал посылать свои критические статьи и заметки в передовые журналы того времени: "Современник" и "Отечественные Записки". По окончании института Добролюбов целиком отдается публицистической деятельности и становится одним из наиболее выдающихся сотрудников "Отечественных Записок". В своих статьях Добролюбов еще с большей определенностью, чем Белинский, выдвигал на первый план общественный момент в литературе и критике. С этой точки зрения Добролюбов приветствовал каждое новое произведение русской литературы, тесно связанное с общественной жизнью и написанное в реалистических тонах. Главнейшие критические статьи Добролюбова: "Когда же придет настоящий день", "Обломовщина", "Темное царство" и пр.

118 Толстой, Д. А., граф (1823 -- 1889) -- министр просвещения и внутренних дел царской России. Начал свою служебную карьеру в департаменте духовных дел. В 1865 г. правительство Александра II назначает его обер-прокурором синода, а в 1866 г. -- министром народного просвещения. На этом посту Толстой провел целый ряд реакционных мероприятий в области низшей и средней школы. Наиболее известными из них являются: усиление преподавания латинского и греческого языков, предоставление права поступления в университеты лишь лицам, окончившим классические гимназии, установление строгого надзора за начальными училищами и пр. В 1880 г. Толстой увольняется от должности министра просвещения, а спустя два года назначается правительством Александра III на пост министра внутренних дел и шефа жандармов. Им был издан целый ряд положений, увеличивших влияние администрации в местном самоуправлении, расширивших льготы дворянства и т. д. Не менее энергично боролся Толстой и с широко развивавшимся в то время революционным движением.

119 Руссо, Жан-Жак (1712 -- 1778) -- знаменитый французский мыслитель и писатель XVIII века. В 1750 г. Руссо выпустил свою первую книгу "Рассуждение о происхождении неравенства", в которой страстно нападал на прогресс, индустрию, городскую цивилизацию и призывал вернуться к первобытной жизни, к "естественному состоянию". В политической области Руссо был горячим защитником самого широкого народовластия. В своем "Общественном договоре" он рисует идеал свободного человеческого союза, в котором власть принадлежит всему народу и царит полное равенство граждан. Свои педагогические идеи Руссо изложил в книге "Эмиль". Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.

Идеи Руссо произвели на его современников громадное впечатление и оказали сильнейшее влияние на руководящих деятелей Великой Французской Революции.

Песталоцци, Иоганн-Генрих (1776 -- 1824) -- знаменитый швейцарский педагог. Горячий сторонник и последователь учения Руссо, Песталоцци считал, что все народные бедствия проистекают из человеческого невежества и что поэтому соответствующим воспитанием подрастающего поколения можно достигнуть общего благоденствия. Свои взгляды Песталоцци изложил в книге "Лингард и Гертруда", в которой в сентиментальном тоне рассказывается история спасения от пьянства слабохарактерного Лингарда его женой Гертрудой.

Гердер, Иоганн-Готфрид (1744 -- 1803) -- известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются "Идеи по философии истории человечества".


<<ССЫЛКИ 100--109 || Содержание || ССЫЛКИ 120--129>>