[330] Гракхи -- два брата, знаменитые римские политические деятели. Прославились в истории попыткой возродить могущество Рима путем укрепления основного производительного класса населения, мелких землевладельцев, за счет крупного землевладения аристократии. В борьбе с господствующим классом патрициев за осуществление своих аграрных законов оба брата погибли: Тиберий Гракх был убит в 133 г. до Р. Х., а Кай Гракх -- в 121 г.
[331] Здесь игра слов. Прусские помещики-дворяне, как известно, называются "юнкерами".
[332] Успенский, Г. И. -- известный писатель (род. в 1840 г.). С 1860 г. Глеб Успенский начал сотрудничать в "Русском Слове", "Зрителе" и др. газетах. Литературная известность Успенского начинается с 1866 г., когда появились в "Современнике" его очерки "Нравы Растеряевой улицы", продолжение которых печаталось за границей в "Женевском Вестнике" (1867 г.). С 1868 г. он помещает свои произведения в "Отечественных Записках". Литературную деятельность Г. У. можно разделить на два периода. В первом (до 70-х годов) Успенский являлся преимущественно бытописателем мелкого городского люда: мастеровых, маленьких чиновников и т. п. "обывателей". Сюда же примыкают картинки из жизни провинциального и столичного "мыслящего пролетариата" с его идеальными стремлениями, надеждами и тяжелыми разочарованиями.
Во втором периоде своей литературной деятельности Успенский обращается к изображению крестьянского быта: предметом его очерков и рассказов являются теперь почти исключительно различные стороны деревенской жизни. Большое значение этих "народнических" писаний У. заключается в том, что в них ярко изображен процесс разложения деревни под влиянием развития денежного хозяйства.
В своей статье о "Глебе Успенском" ("Восточное Обозрение", N 88, 1902 г.) Л. Троцкий говорит: "Общественная сфера художнических интересов Успенского крайне широка. Он начал с низов дореформенного города ("Нравы Растеряевой улицы"), дал широкую картину "разорения" старых форм жизни ("Разорение"), наметил "ищущие" и "жаждущие" типы разночинной интеллигенции ("Наблюдения одного лентяя", "Тише воды"), затем перешел к мужику, ставшему основным стержнем его мыслей, чувств и писаний".
[333] Июльская стачка 1906 г. -- была новой попыткой всеобщей забастовки в Москве и Петербурге в ответ на разгон I Государственной Думы. Забастовка ставила себе целью поддержку разгоревшегося в то время восстания в Свеаборге и Кронштадте.
Неудача июльской забастовки объясняется уже наметившимся в это время упадком революционного движения.
[334] Мирное обновление -- союз крупных землевладельцев и капиталистов, образовавшийся в 1905 году. Главными организаторами союза были лидеры правого крыла в I Государственной Думе: граф Гейден, Н. Н. Львов и Стахович. Союз имел в I Государственной Думе 26 депутатов. "Мирно-обновленцы" стояли на платформе манифеста 17 октября; они считали необходимым переход России к конституционному режиму и утверждали, что этот переход должен и может осуществиться мирными путями. "Обновление России, -- говорится в воззвании союза, -- возможно лишь путем преобразования государственного строя страны, а не действиями насилия и грабежа. Сильная монархическая власть, народное представительство, свобода, основанная на праве и равенстве всех перед законом, -- таковы условия для возрождения России".
[335] "Наше Слово" -- орган "Бунда". Журнал ставил себе целью "защиту интересов еврейского пролетариата". Выходил в г. Вильно. Первый номер вышел 22 июня 1906 г. и был конфискован. Всего успело выйти 9 номеров. Журнал выходил при участии виднейших руководителей "Бунда": Абрамовича, Либера, Медема и др.
[336] Бунд -- еврейский рабочий союз в Польше, Литве и России, образовался в октябре 1897 г. на съезде в Вильне. В 1898 г., на первом съезде РСДРП в Минске, Бунд вошел в ее ряды, "как автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата". В 1903 г., на втором съезде РСДРП, который отверг требования Бунда признать его единственным представителем еврейского пролетариата и принять построение партии на федеративных началах и принял постановление об единстве и организационном централизме (единое руководство ЦК) в рядах партии, -- Бунд вышел из партии. На своем VI съезде в 1906 г. Бунд выдвигает требование "национально-культурной автономии", что означало изъятие всех вопросов, относящихся к культуре, из ведения государства и органов местного самоуправления и передачу их национальным меньшинствам в лице особых учреждений, избираемых данной нацией на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Вторично вошел Бунд в состав РСДРП на "объединительном съезде" в Стокгольме в 1906 г. Во внутрипартийной борьбе Бунд почти всегда поддерживал меньшевиков. После окончательного раскола в партии в годы реакции Бунд снова отделился от партии и с 1912 г. вступил в тесные организационные отношения с меньшевиками-ликвидаторами. Во время империалистической войны большинство бундовцев заняло оборонческую позицию, а после Февральской революции они поддерживали коалиционное правительство и его военную политику и заодно с меньшевиками вели борьбу против большевизма. После Октябрьской революции, под напором еврейских рабочих масс и усилением влияния интернационалистических элементов в рядах самого Бунда, многие бундовские организации вошли в состав РКП. В 1920 г., на своей XII конференции, Бунд официально отказался от своего главного националистического требования, заявив, что "требование национально-культурной автономии, выставленное в рамках капиталистического строя, теряет свой смысл в условиях социалистической революции". В марте 1921 г. на конференции в Минске Бунд постановил войти в РКП.
[337] Иорданский, Н. (псевдоним Негорев) -- в то время меньшевик, редактор журнала "Мир Божий", а впоследствии "Современного Мира". Во время войны был сторонником Плеханова. После Октябрьской революции эволюционирует влево и издает в Гельсингфорсе русскую газету, стоящую на платформе Советской власти. С 1922 года член РКП (б.).
[338] По поводу этого письма, запрошенный нами Л. Д. Троцкий сообщил следующее:
"По вопросам нашего поведения на суде мы, подсудимые, сносились одновременно с большевистским и меньшевистским центрами. Меньшевики переживали величайшее похмелье, и Мартов посылал в тюрьму увещевательные послания, на которые мы отвечали протестами. Одно из таких писем моих было взято полицией у Мартова при его аресте на Финляндском вокзале и фигурировало затем на суде. Наоборот, большевистский центр вполне одобрил наш план поведения на суде, изложенный мною в письме (или в тезисах). Не знаю, сохранились ли эти документы. (Письмо нами было отыскано в архиве Л. Д. и публикуется здесь впервые. Ред.) И в этом случае меньшевики-подсудимые оказались в оппозиции к своему центру, хотя по основным вопросам революционной политики они после разгона Думы стали склоняться вправо".
[339] Указанные в тексте документы, к сожалению, редакцией не найдены.