Над всеми задачами стоит для бюрократии задача самосохранения. Все ее повороты непосредственно вытекают для нее из стремления сохранить свою самостоятельность, свои позиции, свою власть. Но политика лавирования, требующая полной свободы рук, несовместима с наличием самодеятельной партии, привыкшей к контролю и требующей отчета. Отсюда вытекает система насильственного разрушения партийной идеологии и сознательного сеянья путаницы.
Курс на кулака, вредительски-меньшевистские программы индустриализации и коллективизации, блок с Перселем, Чан-Кай-Ши, Ляфолетом, Радичем, создание крестьянского "Интернационала", лозунг двухсоставной партии, -- все это об'являлось ленинизмом. На оборот, курс на индустриализацию и коллективизацию; требование партийной демократии; лозунг советов в Китае; борьба против двухсоставных партий во имя партии пролетариата; разоблачение пустоты и фальши Крестинтерна, Антиимпериалистической Лиги и других потемкинских деревень, -- все это получило название "троцкизма".
С момента поворота 1928 г. маски были перерекрашены, но маскарад не прекратился. Провозглашение вооруженного восстания и советов в Китае во время торжества контр-революции; авантюристские хозяйственные темпы в СССР под административным кнутом; "ликвидация кулачества, как класса", в течение двух лет; отказ от единого фронта с реформистами, независимо от времени и места; отказ от лозунгов революционной демократии для исторически отсталых стран; провозглашение "третьего периода" во время экономического под'ема, -- все это отныне было названо ленинизмом. Наоборот, требование реалистических хозяйственных планов, приспособленных к силам и потребностям рабочих; отклонение программы ликвидации кулачества на основе крестьянского инвентаря; отвержение метафизики "третьего периода" во имя марксистского анализа экономических и политических процессов во всем мире и в каждой отдельной стране -- все это теперь было об'явлено "контр-революционным троцкизмом".
Идеологической связью между двумя периодами бюрократического маскарада остается теория социализма в отдельной стране, основная хартия советской бюрократии, ставящая ее над мировым пролетарским авангардом и заранее освящающая все ее действия, повороты, ошибки и преступления.
Ткань партийного сознания создается медленно и нуждается в постоянном обновлении путем марксистской оценки пройденного пути, анализа изменений обстановки, революционного прогноза. Без неутомимой критической внутренней работы партия неизбежно приходит в упадок. Между тем борьба бюрократии за самосохранение исключает открытое сопоставление сегодняшней политики со вчерашней, т. е. проверку одного зигзага другим. Чем менее у правящей фракции чиста совесть, тем больше она превращается в орден авгуров, говорящих на условном языке и требующих признания непогрешимости старшего авгура. Вся история партии и революции приспособляется для нужд бюрократического самосохранения. Легенда нагромождается на легенду. Основные истины марксизма клеймятся, как уклон. Так, в процессе зигзагов между классами все больше и больше трепалась и раздергивалась в течение последних восьми лет основная ткань партийного сознания. Административные погромы доделывали остальное.