156 Лиутпранд Кремонский. «Воздаяние», кн. VI, гл. 6.
157 Сальвиан Марсельский. «De gubernatione dei» («Об управлении божьем»), кн. V, гл. 8.
158 Бенефиций (beneficium, буквально: «благодеяние») -- форма земельного пожалования, получившая широкое распространение во Франкском государстве в первой половине VIII века. Передававшийся в форме бенефиция участок земли с жившими на нем зависимыми крестьянами переходил в пожизненное пользование получателя (бенефициария) на условиях выполнения определенных служб, чаще всего военной. В случае смерти жа-лователя или бенефициария, а также в случае невыполнения последним обязательств и запущенности его хозяйства, бенефиций подлежал возврату собственнику или его наследникам и для возобновления бенефициальных отношений требовалось повторное пожалование. К раздаче бенефициев прибегала не только королевская власть, но и церковь, а также крупные магнаты. Бенефициальная система способствовала формированию класса феодалов, особенно мелкого и среднего дворянства, закрепощению крестьянских масс, развитию вассальных отношении и феодальной иерархии. Впоследствии бенефиции стали превращаться в наследственные лены (феоды). Роль бенефициальной системы в истории формирования феодализма раскрыта Энгельсом в работе «Франкский период» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 495 -- 546).
159 Графы округов (Gaugrafen) -- во Франкском государстве королевские чиновники, поставленные во главе округов или графств. Каждый граф был наделен судебной властью в своем округе, собирал в нем налоги и ведал войском, которым командовал во время походов. За свою службу он пользовался третью королевских доходов, получаемых в данном округе, и вознаграждался земельными пожалованиями. Впоследствии графы стали постепенно превращаться из назначаемых королевских должностных лиц в крупных феодальных сеньоров, обладающих суверенной властью, особенно после 877 г., когда официально была установлена передача графской должности по наследству.
160 Имеется в виду составленный в IX в. полиптик (опись земельных владений, населения и доходов) монастыря Сен-Жер-мен-де-Пре, известный под названием «Полиптик аббата Ирми-нона». Энгельс приводит данные из полиптика, по-видимому, по книге: Р. Roth. <Geschichte des BeneHcialwesens von den altesten Zeiten bis ins zehnte Jahrhundert». Eriangen, 1850, S. 378 (П. Рот. «История бенефициальной системы с древнейших времен до десятого века». Эрланген, 1850, стр. 378).
161 Ангарии -- повинности, возлагавшиеся в Римской империи на жителей и обязывавшие последних предоставлять лошадей и носильщиков для обслуживания правительственных транспортов; впоследствии приобрели более широкий характер, являясь тяжелым бременем для населения. --
162 Коммендация -- одна из распространенных в Европе, начиная с VIII -- IX веков, форм перехода крестьян под «покровительство» феодалов, или мелких феодалов под «покровительство» крупных на определенных условиях (несение военной службы и других служб в пользу «покровителя», передача ему своей земли с получением ее обратно в виде условного держания). Означая для крестьян, которые часто принуждались к этому акту силой, утрату личной свободы, а для мелких феодалов -- вступление в вассальные отношения с крупными, коммендация способствовала, с одной стороны, закрепощению крестьянства, а с другой -- закреплению феодальной иерархии.
163 Ch. Fourier. «Theorie des quatre mouvements et des desti-nees generales», 3-me ed.; Oeuvres completes, t. I, Paris, 1846, p. 220 (Ш. Фурье. «Теория четырех движений и всеобщих судеб», 3-е изд.; Полное собрание сочинений, т. I, Париж, 1846, стр. 220); первое издание книги вышло анонимно в Лионе в 1808 году.