Более чем через тридцать лет после своей жестокой смерти от рук боливийских военных, поддержанных ЦРУ, лицо Че Гевары остается одним из наиболее признаваемых в мире символов. Плакаты с его изображением украшают комнаты студентов, футболки несут на себе его образ — он остается знаковой фигурой не только в Латинской Америке, но и повсюду на Западе, особенно среди молодежи. Боливийские наемные убийцы так боялись его, что после того, как он был застрелен, они отрезали ему руки, чтобы суметь доказать, что он действительно мертв, и похоронили его в ничем не отмеченной могиле под автострадой. Они боялись, что даже после смерти Че сможет быть ключевой фигурой для революции. Кубинская революция во главе с Кастро и Геварой была бесспорно прогрессивным шагом вперед для рабочего класса Латинской Америки и мира. Но какой была программа этого движения? Каково было социальное основание у этой революции? Чтобы понимать события на Кубе, важно понять роль, которую играют различные классы в обществе, и отношение марксизма к герилье.
Сегодня Куба — деформированное рабочее государство, режим пролетарского бонапартизма (марксистский термин для сталинизма). Это означает, что национализированная, плановая экономика управляется не демократически массами снизу, а, скорее, бюрократически сверху. Несмотря на отважную борьбу кубинского народа против империализма, мы должны объективно смотреть на политическую и экономическую ситуацию, применяя классовый, марксистский анализ.
Кастро объединил людей вокруг буржуазной демократической программы, его сторонники состояли главном образом из сельскохозяйственных рабочих, крестьян и деклассированных пролетарских элементов. Кастро начинал как буржуазный демократ, его моделью образцового общества были Соединенные Штаты (Авраам Линкольн был одним из его персональных героев). Вмешательство рабочего класса имело место уже на заключительной стадии борьбы, когда Кастро стремительно продвигался к Гаване — рабочие начли всеобщую забастовку в его поддержку. Падение Гаваны означало крах ненавистных армии и полиции батистовского режима. Власть твердо находилась в руках партизан Кастро.
Развитие режима в сторону разрушения капитализма и крупного землевладения не было результатом обдуманного, сознательного процесса. Напротив, это было ошибкой американского империализма, который сам вывел Кастро на дорогу экспроприации. При том, что 90% экономики Кубы принадлежало американским капиталистам, в то время, когда Кастро выполнял исключительно буржуазно-демократические реформы, американский правящий класс наложил на Кубу блокаду . Монополии, которые управляли Кубой, выступали против налогов, которыми Кастро хотел обложить их, чтобы получить деньги для своих реформ. Хотя эти налоги были более низкими, чем налоги, которые они платили на материке, они неистово возражали и обратились к Вашингтону за поддержкой.
В качестве репрессалии блокаде, кубинский режим захватил американские активы на Кубе. Это означало, что девять десятых сельского хозяйства и промышленности оказалось в руках государства, и уже ничего не оставалось, как национализировать и оставшуюся десятую часть. Кубинский режим имел перед глазами модель Югославии, Китая и России и устанавливался по их образу. Ни на одной из стадий его развития на Кубе не было демократии рабочих. Пролетарский бонапартизм (сталинизм) режима воплощен в правлении Кастро и митингах на площади Революции, где единственное содействие масс заключается в том, чтобы говорить 'Si' на увещевания Кастро. Куба осталась однопартийным государством, без советов и без подлинно рабочего контроля над промышленностью и государством.
Следовательно, все больше и больше стала развиваться бюрократизация. Это было неизбежно при изоляции революции и том пути, которым революция развивалась. Рабочая милиция была разоружена, и дифференциация между бюрократами — особенно, высокопоставленными бюрократами — и рабочим классом продолжает развиваться. Развитие государственного аппарата, стоящего над массами и независимого от них, все еще продолжается.
Героизм Че Гевары не должен нас ослеплять, приходится признать его теоретическое банкротство. Попытка повтора в странах Латинской Америки кубинской политики Кастро приведет сегодня к преступлению против международного рабочего класса. Литература марксизма полна объяснениями роли различных классов в обществе: пролетариата, крестьянства, мелких буржуа и буржуазии. Когда Че был убит в Боливии, он был в гуще джунглей с горсткой крестьянских партизан. В то же самое время, боливийский рабочий класс мобилизовывал себя в массовом движении в городах. Подлинные марксисты сосредотачиваются на рабочем классе, который является единственной силой на земле, которая может привести человечество к социализму.
Социалистическое сознание развивается вместе с опытом класса, в его борьбе за лучшие условия. Даже здесь партия и руководство рабочего класса необходимы. Крестьяне, мелкобуржуазные интеллигенты и деклассированный пролетариат не могут сыграть никакой независимой роли. Там, где мелкобуржуазные интеллигенты и экс-марксисты организуют борьбу на основе крестьянской войны, уровень сознания, по природе самой борьбы, может быть только низкого уровня.
Но, несмотря на ее уродства, плановая экономика — чрезвычайно прогрессивный шаг вперед, который позволил Кубе улучшить качество жизни по сравнению с большинством других частей Латинской Америки. Начиная с падения СССР, Куба борется без той огромной помощи, которую она имела обыкновение получать раньше. Недостаток демократии и дефицит основных продуктов (в значительной степени из-за преступного эмбарго, объявленного империализмом США) означает рост скептицизма среди молодого поколения. Старшее поколение остается в значительной степени лояльным к режиму, потому что оно знает, какой была жизнь при господстве землевладельцев и империализма, и если только они посмотрят вокруг, на соседние государства, они увидят жестокое напоминание о том, какая жизнь их ждет, если капитализм будет восстановлен.
Социалисты во всем мире считают своим долгом защитить Кубинскую революцию от попыток американского империализма ее уничтожить, а также от попыток европейского капитализма восстановить правление капитала постепенно. В то же самое время мы должны объяснять, что подлинный социализм не может быть установлен, если не имеется реальной демократии рабочих, и прежде всего, что социализм не может быть построен на одном единственном острове. Лучшее, что мы можем сделать для защиты достижений Кубинской революции, это бороться за социализм в наших собственных странах.