Фильм «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire) Дэнни Бойла получил множество «Оскаров», имеет рейтинг IMDb под девятку, и с успехом идет в прокате многих стран. Критики, обычно, обзывают его социальным фильмом. Для них, выходцев из имущих классов, любой фильм, в котором полицейский избивает бродягу — социальный и чуть-ли не левый. Я же, все-таки, склонен считать социальным фильм в котором, напротив, бродяга избивает полицейского. И в этом смысле «Миллионер из трущоб» не более, чем тупая индийская мелодрама. Удивительно, какой путь деградации проделало киноискусство за последние 40 лет, от «Генералов песчаных карьеров» до совместного творения Бойла с группой индусов. Жоржи Амаду и его современники ненавидели фавелы и верили, что новое поколение, к которому они обращались, сметет их. Они восхищались их мужеством и спайкой, их готовностью сражаться за свое будущее.
XXI век даже нищету умеет делать коммерчески привлекательной. Образ нищей Индии привлекает инвесторов и сердобольных американских туристов. И мотив фильма Бойла, это единение старого и нового, слепых нищих певцов и небоскребов, бесправие бедняков, женщин, детей и открывающиеся перед ними возможности… выиграть в телевизионном шоу. Этот фильм не о борьбе и не о мужестве, он о крепкой шкуре бродяги и о самом вульгарном фарте. Ведь малыш-бродяга все-таки становится миллионером. Конечно, забота братьев-мусульман друг о друге, и прибившейся к ним девочке, очень трогательна. Люби и ты будешь счастлив. Американские туристы добры, а мир жесток. Стреляй первым и у тебя будет шанс. Что может быть вульгарней этих откровений? Ничего.
Герои Саймона Бьюфоя не хотят менять мир, дальше чем на расстояние вытянутой руки. Руки протянутой за подаянием. Мировая литература дала нам сотни образов бродяг — эти из худших. Американские инвестиции дают индийским бродягам рабочие места (подавальшиков чая в колл-центре), а американская культура дает им шанс выиграть миллион в «интеллектуальной» игре. И как только это случится, все начнут петь и танцевать. Какая мерзость!