Вышел ежик из тумана…

Итак, о чем у нас идет речь? - фильм «Мгла». ….Некий американский интеллегент, работающий на Голливуд (явно недорезаный комми, пацифист и либерал) живет с женой и сыном в уютном доме в американской глубинке. И все было хорошо, если одной черной-черной ночью на дом главного героя не свалилось бы огромное дерево. С учетом дальнейших событий остается пожалеть, что этот баобаб не придавил мистера Дэвида Дрейтона (так зовут нашего очкарика) со всей его семейкой. Поверьте, я пишу это не со зла, а из-за гуманных соображений. Протестантский бог, не такой добрый как я, и если он и уготовил кому то безвременую кончину, то так оно и будет, что просто блестяще доказано в этом фильме … Но не будем забегать вперед. А пока что, герой с сыном отправляется в соседний городок за товарами первой необходимости. По пути их обгоняют грузовки с солдатами, ходят неясные слухи об аварии на ближлежащем секретном военном объекте. Умный человек бы понял, что надо делать ноги, но кровожадный режисер (Френк Дарабонт) гонит бедолаг прямо в пасть злобным силам. Только вошли наши герои в супер, как все и началось. Завыли сирены, с гор быстро-быстро пополз серый туман, и некое количество честных американцев оказались заперты в универмаге. Наверное место действия было выбрано не спроста. Где же еще американским обывателям сдерживать врагов как не в храме потребления?* Затем из тумана поползли злые и кровожадные монстры, и каждый, кто осмелился выйти за пределы очерченого витринами магического круга быстро нашел страшный и мучительный конец от когтей и зубов анонимных плотоядцев. И здесь тоже явно присутствует какой-то режисерский намек, ведь по мнению некоторых, за пределами амерканской цивилизации жизни нет, а есть только Казахстан журналиста Бората. Обитатели супермаркета не на шутку перепугались, а в их рядах в соответсвие с законами жанра начался разброд и шатание. Кто-то не поверил своим глазам и ушел в туман. Кто-то приступил к организации масс и стал готовить шоп к обороне. Прочее обывательское «болото» тихо хныкая расползлось по полу. А что бы героям жизнь сахаром не казалась, местная фанатичка (в блесятщем исполнение Маршу Харден) стала распостранять панические слухи о конце света, эволюционируя на протяжение фильма от блаженной бабушки к ветхозаветной пророчице. На протяжение фильма, зрители «Мглы» убедятся, что ветхозаветные пророки это тяжелые, неполиткоректные и в чем то даже отталкивающие люди.. Во всяком случае, когда к концу картины сколотившую из числа покупателей приличную тоталитарную секту бабушку, вывел в расход кассир-рационалист, мало кто из присутсвующих в кинозале удержался от аплодисментов. Между прочем зря. Если верить финалу картины, старушка то была права на все сто. Надо было покупателям сидеть и не рыпаться, положась на волю божию. Кстати эти граждане по всей видемости в итоге и уцелели, а вот умники-атеисты погибали один за другим. Как храбрый рокер заявивший бабке, перед тем как отправится рисковать жизнью «за други своя». что не верит, что бог такой кровожадный ублюдок каким она его изображает. «Сам увидишь» - ответила божья старушка и через пару минут от рокера остались одни ножки. Рожки, увы кто то съел… Так кем же является наш господь после этого? Ближе к концу команда лучших людей (это я пишу без иронии) городка, наконец то вырывается из-злополучного супера и отправляется на машине куда глаза глядят. По пути они находят пришпигованый к баобабу труп миссис Дрейтон, встречают страшное чудо-юда с полотна Сальвадора Дали, и еще много трупов и брошеных машин А потом у них кончается бензин и наступает развязка. Какая? Ну вы же фильм смотрели, знаете. Теперь резюме. Для тех кто не знает, фильм «Мгла» был снят по романа Стивена Кинга «Туман» написаном в конце 1970-хх гг. С романом в целом было все ясно. Там обличалась американская военщина пробившая дыру в пространстве-времени из которой и полезла на свет божий всякая нечисть. А в борьбе с этим «невесть что» шансы были только у тех, кто следовал старой заповеди «бороться и искать, найти и не сдаваться». Сюда следует добавить еще немного психологии людей оказавшейся в экстримальной ситуации и фрондиский наезд на потребительское общество, так легко превращающиеся в стадо средневековых фанатиков. А вот, что хотел сказать Фрэнк Дарабонт своей безусловно талантливой экранизацией Кинга мне не вполне понятно. С одной стороны, как я писал выше, после просмотра напрашивается вывод, что в экстримальных ситуациях надо забрикадироваться, и ждать когда заварившие кашу военные придут и тебя из этой же каши вытащят. Но вот проповедница это линии и ее последователи показаны (в полном соответсвие с романом) мягко скажем отталкивающе. А может быть так и надо? Ведь цивилизация описаная братьями Стругацкими в «Диких вещах века» тоже по-своему омерзительна. А теперь Борис Стругацкий видет в ней некий общественный идеал. Демократия, рынок, спрос находит предложение, что в этом плохого? Возможно ведь и то, что Дарабонт вместе с одобрившим его начинания Кингом просто отдали должное модному ныне постмодернизму? Вот есть такая линия поведения, есть и другие возможности. Выбирайте что хотите. Но в ситуации, когда за окном сгущается мрачный туман, хотелось бы получить более определнные рекомендации. Особенно от режисера «Побега из Шоушенка».

[(jpeg:370x246)]

[Zoom]

И последний совет навеяный «Мглой». Никогда не спешите тратить последний патрон в пистолете на себя. Хотя бы потому, что для него всегда найдется и более достойная цель, и конечно не стоит делать того, что за тебя может сделать другой!

А.Крамер
1917.com